Рай на земле.
,
07/02/2012 - 17:02
Пространство мифа и символа
Зашел на сайте очередной разговор о мифах. Какое отношение необходимо к мифам? Необходима демифологизация всего что
возможно демифологизировать или мифы нужно бережно оберегать и лелеять? Например- миф о справедливом коммунистическом
обществе,-массовое переживание мифа в 20-е привело к диктатуре и обесцениванию личности отдельного человека,при
официальной манифестации противоположных идеалов. Демифологизация коммунизма в 70-80-е годы вызвала у многих потерю
коллективных идеалов,духовную апатию. Другая же часть людей воодушевленных идеей свободы,демократии вдруг обрели
реализацию своего мифа,потерпевшего крушение несколько позже. Cейчас начинают говорить о потере "национальной идеи",
возможно появилось ожидание "мессии" с новым мифом. Вообще- коллективные мифы,-это плохо или хорошо?
Нужно ли было Александра Матросова,из Героя низводить до штрафника случайно упавшего на ДОТ?
Что делают мифы о национальных героях и мучениках с психикой людей,-разрушают ее или наоборот дают возможность ее
воплощения?
Автор: Sorella,
07/02/2012 - 17:02 #73525
"Демифологизация коммунизма"
Вероятно, Вы под этими словами понимаете разоблачение нежизнеспособной идеологии коммунистического государства? Это ж тогда не про миф.
А с мифом-то ничего сознательно сделать нельзя - ни изменить, ни прекратить, ни усилить, ни ослабить. Можно лишь изменить свое к нему сознательное отношение и избавить себя от "плодотворного" перешибания обуха плетью.
» login or register to post comments
,
07/02/2012 - 17:02 #73528
Вероятно, Вы под этими словами понимаете разоблачение нежизнеспособной идеологии?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Идеология коммунизма имела архетипические корни,придававших идеологии
ощущение глубокой правды. Куда уходит энергия разоблаченного мифа?
На возбуждение нового? Но- зачем.
------------------------------------------------------------------------------------------------
А с мифом-то ничего сознательно сделать нельзя - ни изменить, ни прекратить, ни усилить, ни ослабить. Можно лишь изменить свое к нему сознательное отношение и избавить себя от "плодотворного" перешибания обуха плетью.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Не понимаю,что вы хотели сказать. Как можно быть верующим и одновременно
понимать что твоя вера -миф?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Идеология коммунизма имела архетипические корни,придававших идеологии
ощущение глубокой правды. Куда уходит энергия разоблаченного мифа?
На возбуждение нового? Но- зачем.
------------------------------------------------------------------------------------------------
А с мифом-то ничего сознательно сделать нельзя - ни изменить, ни прекратить, ни усилить, ни ослабить. Можно лишь изменить свое к нему сознательное отношение и избавить себя от "плодотворного" перешибания обуха плетью.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Не понимаю,что вы хотели сказать. Как можно быть верующим и одновременно
понимать что твоя вера -миф?
,
07/02/2012 - 17:02 #73530
Перед нами два противоположных мнения: с одной стороны, гонители мифов, утверждающие, что пора покончить с мифологическими недомолвками, с иллюзиями, с отупляющими народ и разжигающими страсти мифами, поскольку, чем их будет меньше, тем лучше; с другой стороны, психологи-юнгианцы, полагающие, что мифы — неизбежный и специфический элемент человеческой жизни. Суммируя вышесказанное, можно представить ситуацию как противостояние между «мифофобами» и «мифофилами», иными словами, между гонителями и сторонниками мифов.
Адольф Гуггенбюль-Крейг "Наивные старцы"
Адольф Гуггенбюль-Крейг "Наивные старцы"
,
07/02/2012 - 19:02 #73549
МИФ. Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Школьное определение мифа — фантастические представления о богах и богоподобных героях, слагающиеся в донаучных сумерках первобытных культур — определение это не только узко, но, главное, поверхностно и внешне: оно не указывает, даже не намекает на исключительное своеобразие внутренней природы мифов, на парадоксальные — для современного сознания — законы их сложения. С понятием первобытности невольно связывалось у исследователей представление о простоте, примитивности, элементарности — и сложность проблемы оказывалась закрытой. Отсюда такой любопытный факт (отмеченный Вундтом), что большинство исследователей мифа даже не ставили вопроса о природе мифа, как такового, а прямо углублялись в частности истории первобытной культуры или филологии, считая указанный вопрос, если не разрешенным окончательно, то во всяком случае — третьестепенным.
Такое отношение не было случайным: в основе его лежала аксиоматически-бесспорная для современного историка методологическая предпосылка — предпосылка «формального единства человеческой природы» (формулировка Бернгейма). Человек остается тем же в своих коренных, основных чертах на всем протяжении истории: он только развивает, усложняет, углубляет эти черты. Поэтому первобытного человека, создателя мифов, следует рассматривать как человека позднейшего, его отдаленного потомка, — но, конечно, являющим лишь первый зачаток позднейшего человека, стоящим еще на детской ступени развития. Таким образом, сознание первобытного человека заранее полагалось сходным по типу с сознанием человека нового времени: это обусловило как постановку вопроса о психологических подоснованиях мифа (в которых приходилось искать разгадку последнего), так и самое разрешение вопроса.
...
Миф одушевляет действительность, всюду видит живые, чудесные существа и силы; это одушевление было признано своеобразным объяснительным принципом, основанным на аналогии с человеческой деятельностью: ход мировой жизни — деятельность богов. Спор шел, главным образом, лишь о том, где искать исходную точку для этого мифологического олицетворения действительности: во внешнем ли или во внутреннем мире.
...
Мифологическое сознание пришлось признать иным по типу (по основной структуре и установке), нежели позднейшее рассудочное сознание.
Прежде всего, совершенно неверно, что миф представляет собой попытку объяснить явления действительности в том смысле, как мы это понимаем, неверно, что в основе мифологического одушевления природы лежит стремление получить некоторый объяснительный принцип, который помог бы человеку построить себе связное представление о мире, разобраться в законах последнего, в цепи причин и последствий. Здесь являются решающими два соображения Вундта («Миф и религия»): во-первых, процесс мифологического оживотворения является настолько иррациональным, что едва ли человек на какой бы то ни было ступени развития мог видеть в нем настоящее объяснение явлений; а во-вторых, — и это главное, — первобытный человек, — как это позволяют заключить наблюдения над дикими народами, — вовсе не стремится к объяснению явлений в нашем смысле: он «принимает переживания без всякой рефлексии», «берет явления, как они суть, не интересуясь тем, почему они таковы, ему свойственна «абсолютная наивность»; он вообще не знает причинности в нашем смысле слова, пробелы и противоречия в его картине мира нимало его не смущают; то, что в его представлении соответствует причинности, есть полная противоположность нашей логической причинности — своеобразная, с трудом мыслимая для нас «причинность чудодеяния» (Zauberkausalität), носящая единичный характер, меняющаяся от случая к случаю и являющаяся, так сказать, «причинностью исключений». Таким образом, миф не является попыткой объяснения, познания действительности — чем упраздняются теории, как анимистов, так и натуристов. Может показаться необъяснимой загадкой, что же толкнуло тогда человека оживотворить действительность, населить ее божественными существами. Но здесь-то и вскрывается корень всего затруднения: он состоит в том, что мы представляем себе первобытного человека по нашему образу и подобию — как замкнутую, самосознающую личность, противостоящую чуждой, механически-материальной внешней действительности, — и тогда, конечно, трудно, даже невозможно представить себе мотивы столь фантастического — для нас — миропонимания, как мифологическое.
...оживотворение действительности, с нашей точки зрения, столь загадочное и необъяснимое, с точки зрения первобытного человека было само собой разумеющимся, не требующим никакого объяснения. Действительность была из начала дана ему мифологически оживотворенной — иной, нежели действительность современного человека.
Если принципами построения нашей действительности являются объективирующее познание и рассудок, то принципами построения действительности мифологической являются — непосредственное вчувствование и фантазия. Мифотворческое сознание «дологично»; оно основано не на логическом принципе тожества и противоречия, а на своеобразном принципе «сопричастия» явлений; оно осознает себя не отрезанным от жизни мира, а погруженным в нее своею собственной внутренней жизнью. Постольку для мифотворческого сознания не существует проблемы «объективной» реальности в современном смысле этого слова, в его действительности — всегда нечто от грезы или от сновидения. То, что мы называем мифом, есть мертвый перевод его на позднейший язык рассудка, скелет его, обнаженный от живой плоти; последнюю же слагают чувства конкретного «сопричастия» с реальностями, образно воплощенными в мифе. Миф — явление иного, дологического мира, не знающего абстракции, до конца конкретного, образного (эта точка зрения мастерски развита в книге французского социолога Lévy-Bruhl: Les fonctions mentales chez les societés inférieures).
Этим миф ставится в ряд с такими явлениями, как художественное творчество и сновидение — и нет сомнения, что это новое освещение откроет в нем многие неожиданные и глубокие стороны, еще ускользавшие доселе от внимания исследователей. На исконное родство мифологии и искусства с гениальной проницательностью указал еще Шеллинг в своей «Философии искусств». Рельефно выразил эту же мысль французский психолог Рибо (в книге «Творческое воображение»): «Литература остается мифологией, видоизмененной и приспособленной к изменчивым условиям цивилизации... Боги обратились в кукол и подчинились власти человека, который распоряжается ими по своему произволу. Несмотря на усложнения технические и художественные, вплоть до собирания документов и воспроизведения социальной жизни, первобытная творческая деятельность в сущности своей остается неизменной». Переходными ступенями между этими двумя крайними точками — первобытным мифотворчеством и современной литературой — являются те сказки, сказания, легенды, древние эпические поэмы и пр., где мы видим, как «боги» постепенно спускаются в человечество, перевоплощаются в людей: на месте теогонии и космогонии начинается история.
полный текст на http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4531.htm
,
07/02/2012 - 19:02 #73554
Как можно быть верующим и одновременно
понимать что твоя вера -миф?
**************
Вы наверное имели в виду, что веришь в миф. А вера не м.б. мифом.
,
07/02/2012 - 19:02 #73556
"Идеология коммунизма имела архетипические корни,придававших идеологии ощущение глубокой правды. Куда уходит энергия разоблаченного мифа? На возбуждение нового? Но- зачем."
Миф не был разоблачен и даже назван. Вы совершенно справедливо вынесли в заглавие идею о рае. Миф о рае никуда и не делся, маячит и за "коммунизмом" и за "христианством". Нет ничего нового под луной (копирайт царя Соломона)
"Как можно быть верующим и одновременно понимать что твоя вера -миф?"
Здесь Вы, вероятно, используете слово "миф" в разговорном смысле "иллюзии", "неправды", "нереального"?
,
07/02/2012 - 19:02 #73560
Вы наверное имели в виду, что веришь в миф. А вера не м.б. мифом.
---------------------------------------------------------
Даже так?
А может ли миф быть верой?
,
07/02/2012 - 20:02 #73561
Буду краток:
Карл Мангейм
ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
,
07/02/2012 - 20:02 #73568
Миф не был разоблачен и даже назван. Вы совершенно справедливо вынесли в заглавие идею о рае. Миф о рае никуда и не делся, маячит и за "коммунизмом" и за "христианством". Нет ничего нового под луной (копирайт царя Соломона
----------------------------------------------------------------------------------------------
Вот и я про тоже. Миф \архетип\ притаился и скрывается где-то за мифами о
современном прагматическом мышлении и демократии, но то что он рано или поздно выстрелит чувствуется по неудовлетворенности людей. Мне кажется,что главная причина этой неудовлетворенности не в недостатке материальных средств.
Миф о справедливом обществе ищет воплощения.
Он не изжит,не осознан,не воплощен.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Здесь Вы, вероятно, используете слово "миф" в разговорном смысле "иллюзии", "неправды", "нереального"?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Нет конечно. Наверное правильно было бы называть их "архетипические мотивы"
или паттерны, не знаю. Представьте, что вы верующий человек и одновременно
знаете,что причина вашей веры -архетип и продуцируемый им миф.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Вот и я про тоже. Миф \архетип\ притаился и скрывается где-то за мифами о
современном прагматическом мышлении и демократии, но то что он рано или поздно выстрелит чувствуется по неудовлетворенности людей. Мне кажется,что главная причина этой неудовлетворенности не в недостатке материальных средств.
Миф о справедливом обществе ищет воплощения.
Он не изжит,не осознан,не воплощен.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Здесь Вы, вероятно, используете слово "миф" в разговорном смысле "иллюзии", "неправды", "нереального"?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Нет конечно. Наверное правильно было бы называть их "архетипические мотивы"
или паттерны, не знаю. Представьте, что вы верующий человек и одновременно
знаете,что причина вашей веры -архетип и продуцируемый им миф.
,
07/02/2012 - 20:02 #73574
а что представлять? это как у Достоевского, помните - если бы не было бога, то следовало бы его выдумать, s'il n'existait pas Dieu il faudrait l'inventer
,
07/02/2012 - 20:02 #73576
Вдруг где пригодится - это Вольтер сказал про бога.
,
07/02/2012 - 20:02 #73577
знаю, но имела в виду то, как и где, и кем у Достоевского приведена эта фраза.
,
07/02/2012 - 20:02 #73581
"а что представлять?"
"**************
Правду...

"**************
Правду...
,
07/02/2012 - 20:02 #73582
а как насчет истины? и что у каждого она своя?
,
07/02/2012 - 20:02 #73583
"Мне кажется,что главная причина этой неудовлетворенности не в недостатке материальных средств."
А в чем по-вашему причина, и чем "выстрелит" миф?
,
07/02/2012 - 20:02 #73584
а как насчет истины? и что у каждого она своя?
-----------------------------------
своя. индивидуальность стоит надо всем, всё остальное - потом.
,
07/02/2012 - 21:02 #73585
Автор: maitreya, дата: вт, 07/02/2012 - 20:43
"а что представлять?"
"**************
Правду...
Откуда вы только берете все эти картинки. Коллекционируете что ли...
,
07/02/2012 - 21:02 #73586
"а как насчет истины? и что у каждого она своя?"
*********************
Как-то
*********************
Как-то
,
07/02/2012 - 22:02 #73592
своя. индивидуальность стоит надо всем, всё остальное - потом.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Вот такая радикальная философия видимо и вызывает революцию со стороны
бессознательного в виде нашествия архетипа всеобщего братства.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Вот такая радикальная философия видимо и вызывает революцию со стороны
бессознательного в виде нашествия архетипа всеобщего братства.
,
07/02/2012 - 22:02 #73591
А в чем по-вашему причина, и чем "выстрелит" миф?
----------------------------------------------------------------------------------------------
В чем причина? Видимо этот миф имеет некое формирующее психику значение.
Как он выстрелит? Вновь, в новой,возможно неожиданной форме, возникнет
движение за братство и всеобщую справедливость в обмен на личную свободу.
У меня складывается такая мысль, что личная независимость,индивидуальность, и всеобщее братство- являются тенью друг друга.
----------------------------------------------------------------------------------------------
В чем причина? Видимо этот миф имеет некое формирующее психику значение.
Как он выстрелит? Вновь, в новой,возможно неожиданной форме, возникнет
движение за братство и всеобщую справедливость в обмен на личную свободу.
У меня складывается такая мысль, что личная независимость,индивидуальность, и всеобщее братство- являются тенью друг друга.
,
07/02/2012 - 23:02 #73593
А есть серединный путь,между двумя этими крайностями? И как это будет выглядеть?/я про индивидуальность и братство/ ведь если тень друг друга,то это борьба...
,
08/02/2012 - 00:02 #73594
А есть серединный путь,между двумя этими крайностями? И как это будет выглядеть?/я про индивидуальность и братство/ ведь если тень друг друга,то это борьба...
------------------------------------------------------------------------------------------------
Если боги силы,независимости,свободы -действительно противоположны богу братской любви,- то они представляют взаимозависимые противоположности.
Наступит момент, когда человек ощущая внутреннюю правду обоих полюсов будет
ими распят и вынужден искать индивидуальный путь синтеза.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Если боги силы,независимости,свободы -действительно противоположны богу братской любви,- то они представляют взаимозависимые противоположности.
Наступит момент, когда человек ощущая внутреннюю правду обоих полюсов будет
ими распят и вынужден искать индивидуальный путь синтеза.
,
08/02/2012 - 00:02 #73595
Значит,сам себе режиссер,индивидуальный путь синтеза-это наверное,о трансцендентной функции?
,
08/02/2012 - 00:02 #73596
Очень символичным представляется разделение в 20 веке мира на две половины,
одну из которых возглавляла Америка с мифом о личной свободе, а другую- СССР,с
мифом о равенстве,братстве и стройке рая на земле.
одну из которых возглавляла Америка с мифом о личной свободе, а другую- СССР,с
мифом о равенстве,братстве и стройке рая на земле.
,
08/02/2012 - 00:02 #73597
Значит,сам себе режиссер,индивидуальный путь синтеза-это наверное,о трансцендентной функции?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Да, сам себя за волосы не вытянешь\ я про сознание\, - активизируется бессознательное и бомбардирует энергетически и символически заряженными
сновидениями.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Да, сам себя за волосы не вытянешь\ я про сознание\, - активизируется бессознательное и бомбардирует энергетически и символически заряженными
сновидениями.
,
08/02/2012 - 01:02 #73599
своя. индивидуальность стоит надо всем, всё остальное - потом.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Вот такая радикальная философия видимо и вызывает революцию со стороны
бессознательного в виде нашествия архетипа всеобщего братства.
-------------------------------------------
А вот такие радикальные заявления с тенденций всё трактовать с одной точки зрения, хоть и самой глубинной, неизбежно ведут к попаданию мимо.
,
08/02/2012 - 01:02 #73600
А вот такие радикальные заявления с тенденций всё трактовать с одной точки зрения, хоть и самой глубинной, неизбежно ведут к попаданию мимо.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Коммунизм, как и христианство,несет идею, что над индивидом стоит нечто большее, святое. Cамости такой перенос центра тяжести от Эго, видимо нравится.
Вы что, настроены сегодня по боевому? \улыбка\
----------------------------------------------------------------------------------------------
Коммунизм, как и христианство,несет идею, что над индивидом стоит нечто большее, святое. Cамости такой перенос центра тяжести от Эго, видимо нравится.
Вы что, настроены сегодня по боевому? \улыбка\
,
08/02/2012 - 02:02 #73601
Отогреваюсь изнутри, снаружи уже ничто не срабатывает -26°С.
Чьей-то самости такое дело нравится, а чьей-то и не очень, чтобы над нею нечто большее стояло.
,
08/02/2012 - 07:02 #73606
"Вновь, в новой,возможно неожиданной форме, возникнет
движение за братство и всеобщую справедливость в обмен на личную свободу."
Интересно, в какой неожиданной форме возникнет. В 2012 году придет конец света и объединит всех россиян (черный юмор).
,
08/02/2012 - 07:02 #73607
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В.Маяковский