Рок, судьба – индивидуация?
,
21/07/2007 - 14:07
Юнгианство и пост-юнгианство
Рок, судьба – индивидуация или...?
Рок или судьба, (др.-греч. ?????, ????, ????, ??????, ?????????, ?????????,) доля (слав.) — совокупность всех событий и обстоятельств, которые влияют и не могут не влиять на бытие человека, народа и т.п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойры (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах. В древнегреческой литературе двоякое значение: первоначальное, нарицательное, пассивное — предопределённой каждому смертному и отчасти божеству доли, участи, и производное, собственное, активное — личного существа, назначающего, изрекающего каждому его участь, особенно время и вид смерти. Антропоморфические боги и богини, с одной стороны, ограниченные в своём могуществе, доступные страстям, умилостивлению жертвами и мольбами, с другой — обязанные награждать добродетельных и карать порочных, оказывались недостаточными для того, чтобы объяснить в каждом данном случае причину бедствия, постигающего того или другого из смертных часто совершенно неожиданно и незаслуженно. Многие события в жизни отдельных людей и целых народов совершаются вопреки всем человеческим расчетам и соображениям, всем понятиям об участии человекоподобных божеств в людских делах. Это вынуждало древнего грека допускать существование и вмешательство особого существа, воля и действия которого часто неисповедимы и которое поэтому в сознании греков никогда не получило ясно очерченного, определённого облика. «Те люди, — замечает историк Полибий, — которые, по природной ли ограниченности, или по невежеству, или, наконец, по легкомыслию, не в состоянии постигнуть в каком-либо событии всех случайностей, причин и отношений, почитают богов и судьбу виновниками того, что было достигнуто проницательностью, расчётом и предусмотрительностью»
из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Фатум, Фат (лат. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.
У древних римлян — проявленная воля Юпитера как верховного мироправителя. Во множественном числе означает как отдельные судьбы людей, городов и пр., так и объявленную устами прорицателей и сивилл волю богов: отсюда фатами (fatae) назывались и прорицательницы. В послеавгустовской литературе слово Fata (pl.) стало употребляться в значении Parcae (см. Парки), причём в народном языке отсюда возникло имя и понятие фей (Fata, ае) и волшебников (Fatus, i) и эпитет Фавна — Fatuelus (вещий).
Очень увлекательная, сложная и актуальная тема (на мой взгляд), с которой довольно часто встречаешься не только в кабинете психотерапевта, психолога, п-аналитика, но и почти на каждом шагу в повседневной, обыденной жизни. Явления синхронистичности иногда в полной мере можно отнести к иррациональному ощущению року, судьбы. Очень важно с моей точки зрения прояснить вопрос – является ли процесс индивидуации судьбой, другими словам ощущаем ли мы индивидуацию как судьбу, рок…иррациональный психический фактор, который если мы не признаем его –тащит нас по жизни, а если принимаем – ведет к тому кто мы должны быть- индивидуальностью.
Автор: Di,
21/07/2007 - 22:07 #10380
Один из аспектов Греческой философии подготовил мышление греков к восприятию доктрин астрологии. Из многочисленных литературных и философских работ мы знаем о существовании культа «Тихе» судьбы, или удачи, а также о том, что греки были убеждены в том, что человечество и история находятся во власти слепого случая, непредсказуемо и неотвратимо дающего или отнимающего жизнь и удачу. Случай рассматривался в качестве более реальной и вездесущей силы, чем даже боги, вероятно, культ Тихе подрывал саму веру в богов. Римский поэт Луциан выразил это так: «Нет никаких богов; сказать, что правит Юпитер - ложь, Один лишь Случай слепой приводит в движение года».
Греческие мыслители прилагали огромные усилия к тому, чтобы обратить врага философии случай, в ее союзника. Самой многообещающей была стратегия восприятия не случая, а судьбы, построения картины событий человеческой истории в виде упорядоченного, направленного к цели, потока. Философская школа Стоиков считала рок, или судьбу, имеющей божественную причину. С этой точки зрения все, что происходило, как в космической, так и в человеческой жизни, представляло собой часть единого процесса. Таким образом, задача философа заключалась в обучении принятию этого процесса, что позволяло избегнуть боли и напрасных усилий, результатов сопротивления року. Идеалом Стоиков являлась «апатэя», не «апатия» в современном понимании, а свобода от страданий. В Греко-Римском мире философия Стоиков стала одной из ведущих интеллектуальных сил, восприятие судьбы в качестве объективной реальности, наполняющей мир природы и человека, побудило сторонников этой идеи принять аргументы астрологов. Посеидониус, в первом веке до н.э. преподававший на Родосе, был одним из ведущих мыслителей, распространявшим идеи Греческого Стоицизма в Римском мире; его влияние признавали, среди прочих, Цицерон и Сенека. Посеидониус верил в то, что природа показывает знамения будущих событий тем, кто может читать их.
Теперь мы можем сплести воедино эти интеллектуальные нити. Сначала уже сложившаяся форма астрологии была принесена из Вавилона. Центральное место в ней занимали математические расчеты движения небесных тел, наряду с этим присутствовала вера в то, что происходящее на небесах каким-то образом предвещает то, что произойдет на Земле. Во-вторых, наиболее возвышенная и духовная философия была почерпнута из восточных источников, где человеческая душа считалась связанной с трансцендентными силами, принадлежащими небесам. Эти идеи высказывались ведущими мыслителями Греческого мира, Платоном и Аристотелем. В-третьих, философская школа Стоиков придерживалась мнения о том, что природные и исторические процессы не были продуктами слепого случая, наоборот, здесь действовала божественная закономерность, определяющая человеческую судьбу, которую человек должен был научиться принимать. Все эти интеллектуальные течения, каждое по-своему, служили мощными стимулами к изучению неба, с целью выявления связи между человеком и звездами. Если существовала божественная воля, определяющая судьбу человека и Вселенной, то, каким образом возможно было прочитать письмена неба? Существовал ли код, научный язык, который помог бы раскрыть эту тайну? Все это дало стимул развитию астрологии в Греческом мире. Повсеместно использовался язык, который в наши дни показался бы мистическим и чрезмерно претенциозным, но, в условиях своего времени, он был рациональным и научным. Была сделана попытка раскрытия значения бытия, ухода от интеллектуальной неточности и объяснения того, что считалось роком. На всем протяжении Эллинского и Римского периодов, особенно, последнего, могущество звездной религии служило опорой развивающейся астрологии.
(К. Жилински. "История астрологии")
------------------------------------------------------------
Лично мне кажется, что процесс индивидуации сильно определяется тем, на сколько мы принимаем или не принимаем свою судьбу. Хотя нам и внушают, что, если только человек захочет, если только будет прилагать определённые усилия, то он способен достичь всего, чего пожелает. Как бы не так... Получается, что мы рождены с уже некой предопределённостью, которая, конечно, не решает за нас абсолютно всё, но магистральные направления закладывает, устанавливает определённый вектор, пойти наперекор которому невозможно. Сама индивидуация и её направление определяются тем багажём предрасположенностей, с которым мы сюда приходим.
"Рождённый ползать летать не может". Может ли дуб повторить путь ястреба? Можт ли ястреб повторить путь дуба? Нет, нет и нет. Они оба разные, их пути разные. Но кто внёс в них это различие? Разве они самовольно в ходе индивидуации стали такими разными? Нет, ещё когда ястреб был всего лишь яйцом, а дуб -- жёлудём, их Пути уже были предопределены. Всё что они могли -- лишь следовать этому пути или не следовать, пытаясь прожить чужую жизнь.
» login or register to post comments
,
21/07/2007 - 23:07 #10440
Да-а, ну и тема, очень интересно, но с какой стороны подступиться….:).
Начну, пожалуй, с того, что как-то этих богинь судьбы слишком много развелось. Интересно, почему? Попробуй-ка, разберись, кто за что отвечает и какую судьбу предрекает. Мне, например, пришлось целое исследование проводить :).
И выяснила я у греков, например, следующее:
АНАНКЕ, АНАНКА (A n a n c h), "неизбежная" - богиня, которой подчиняются другие боги, олицетворяющая необходимость, неизбежность; мать мойр, вершительниц судьбы. Между колен Ананке вращается веретено, ось которого - мировая ось, мойры помогают вращению.
Богини судьбы мойры (греч. ?????? от др.-греч. ?????, «участь, доля»), по одной версии дочери Зевса и Фемиды, по другой — Зевса и Ананке.
КЛОТО (греч. ?????, «Пряха») — прядущая (нить жизни),
ЛАХЕЗИС (греч. ???????, «Судьба») — дающая жребий, определяющая судьбу жизни
АТРОПА или АТРОПОС (греч. ???????, «Неотвратимая») — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). У Платона они изображаются поющими: Клото поёт о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем.
Мойры — богини судьбы как некоей закономерности и порядка. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. ????????), называется, поэтому Мойрагетом.
Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений.
В этом варианте значение судьбы, как я понимаю, «первоначальное, нарицательное, пассивное — предопределённой каждому смертному и отчасти божеству доли, участи».
Другой вариант судьбы как активного действия богини, «назначающей, изрекающей каждому его участь» представлен следующими богинями:
НЕМЕСИДА (Немезида, "Неотвратимая") - в древнегреческих мифах богиня судьбы и мести, наблюдающая за справедливым распределением благ среди людей, запоминающая и наказывающая их за любую несправедливость. Чаще всего Немесида изображалась с
символами-атрибутами: весы обозначали равновесие между поступками человека и меру вины, уздечка намекала на необходимость контролировать поведение, меч или плеть красноречиво свидетельствовали о наказании за проступки, крылья или колесница, запряженная грифонами - чудовищами с львиными туловищами и орлиными головами, символизировали быстроту воздаяния.
АТЕ - у Гомера дочь Юпитера, богиня бедствий, которая, ослепляя разум и сердце человека, запутывает его в преступление и подвергает бедствиям, проистекающим от его безрассудных поступков. При рождении Геркулеса она ослепила самого Зевса, и вследствие его необдуманной клятвы Геркулес сделался подвластным Эристею. За это разгневанный Зевс свергнул Ате с Олимпа на землю и поклялся, что она на Олимп более не вернется. С тех пор Ате рыщет с неимоверной быстротою по земле и направляет людей ко всему дурному. Но за нею следуют другие дочери Зевса, Литаи (мольбы о раскаянии), хромые, сморщенные, косоглазые, еле двигающиеся, которые делают много добра тем, кто их почитает, исцеляя людей, раненных быстроногою Ате; на тех же людей, которые отвергают их, они насылают вновь богиню зла. В трагедиях Ате является не только источником всякой неправды и зла, но также и мстительницею, вероятно, потому, что она ввергает человека, однажды согрешившего, в еще большее преступление и доводит его до погибели, являясь таким образом всегдашней спутницей Немезиды
АДРАСТЕЯ (A d r a s t e i a, "неизбежная", "неотвратимая") - божество фригийского происхождения, богиня судьбы, кары и возмездия.
ДИКЕ, ДИКА (D i k h, "неумолимая") - богиня судьбы и справедливости.По своим функциям она близка Адрастее и Фемиде. Дике хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи.
Она - вершительница справедливости в круговороте душ, сурова и неумолима к несправедливым людям и с пристрастием наблюдает за их поведением.
Дике следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца в самое сердце
Наряду с богинями, назначающими, предрекающими кару, есть еще и богини судьбы, посылающие счастливый случай, удачу:
ТИХА, ТИХЕ («случайность», то, что выпало по жребию), в греческой мифологии божество случая; символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Как я ни разбиралась в этих богинях, ни к какому выводу не пришла.
,
21/07/2007 - 23:07 #10441
Попробовала по привычке идти от значения слов, мой этимологический словарь мне не помог (нет там слова судьба).
Но зато нашла у некоего Денисова, что смысловой уровень мифологемы "судьба" содержит, по крайней мере, три инвариантных смысла. Во-первых, судьба как часть, доля, во-вторых, судьба как речь, слово и, в-третьих, судьба как суд. Тоже интересно.
Судьба как часть.
«Судьбу в русском языке часто называют долей. Выражение "тяжелая доля", означает не что иное как тяжелую, несчастную судьбу. Судьба, благоприятствующая человеку или просто хорошая судьба, в русском языке звучит как счастье (с-часть-е); несчастье - это отсутствие части (не-с-часть-е). Несчастный человек - это такой, который не имеет своей доли, части. Синонимами слова судьба выступают такие слова как удел (земельный удел как часть общей земли); участь (у-часть). В греческом языке слово "мойра" первоначально означало "часть", "доля". Также переводится и латинское слово "парка"»
В этом смысле - судьба как часть (целого) и индивидуация как стремление к достижению Самости, целостности вполне соотносятся.
Судьба как суд.
С. Аверинцев пишет: "Характерна этимология русского слова "судь-ба", находящая аналогии во многих языках: судьба есть "суд", приговор", но не в смысловом аспекте справедливости (как, скажем, суд теистического бога), а в иррациональном аспекте принуждения "
Принуждение, как необходимость, насколько я помню, явление характерное в процессе индивидуации.
Судьба как речь.
«Во многих языках судьба ассоциируется с роком…. В русском языке "рок" означает "реку", "говорю", "речь". При этом "речь", "говорить", "рок" в значении "судьба" оказываются тесно взаимосвязанными с предикатами "пред-сказывать", пред-рек-ать", "про-роч-ествовать". Аналогичным образом происхождение многих древнегреческих и латинских номинаций судьбы, например, греческое "необходимость", произошло от слов "давать ответ", "говорить", "прорицать". Латинское "fatum", связанное с глаголом "fari", восходит в конечном счете к индо-европейскому bha - "говорить". Наконец, fatum (часто во мн. числе - fata) означает "слово богов", их речь, "рок".
В мифологеме "судьба" рок - это даже и нечеловеческая речь как таковая. Это голос богов. Еще Сенека заметил, что судьба ведет послушного и силой влечет непокорного.
Ну что, и в этом смысле все соответствует. Мы же постоянно говорим о необходимости слушать богов, голос БСС.
,
21/07/2007 - 23:07 #10442
Ди: «Лично мне кажется, что процесс индивидуации сильно определяется тем, на сколько мы принимаем или не принимаем свою судьбу».
Очень даже согласен, но с условием, что мы (Я) глубоко осознаем что есть судьба, идею судьбы. И конечно это осознание не дОлжно быть чьим-то понятием привнесенным в наше умозрение извне, даже если формулировка этого понятия отличается изяществом слога и глубиной философской мысли. Это осознание, по моему глубокому убеждению, должно сопровождаться личным переживанием «бога, богини» (чуть не сказал архетипическим переживанием) судьбы.
,
21/07/2007 - 23:07 #10443
Что-то я с тегами наворочала и теперь все жирным шрифтом пошло ( а исправить мне не дали) 

,
22/07/2007 - 00:07 #10449
Теперь вроде нормально.
Дина, Вы просто вместо закрывающих(< b > ) тегов использовали открывающие(</ b>). Те сообщение, что остались жирными можно исправить если вставить эти закрывающие теги в любой из предшествующих им сообщений после Вашего.
Дина, Вы просто вместо закрывающих(< b > ) тегов использовали открывающие(</ b>). Те сообщение, что остались жирными можно исправить если вставить эти закрывающие теги в любой из предшествующих им сообщений после Вашего.
,
22/07/2007 - 00:07 #10450
Спасибо, Сережа, теперь все нормально :)
,
23/07/2007 - 00:07 #10515
Рок, судьба – индивидуация или...?
Володь, ты не слишком драматизируешь ситуацию? ;) Хотя ты оставляешь "или" и "...?" , но потом как-то все мрачновато... (на мой взгляд :)
Мне кажется интересным попытаться понять (точнее - пофантазировать) в несколько ином направлении - а что хотел сказать Юнг этой своей идеей об индивидуации и кому он это хотел сказать.
Ну и в конце концов, в постюнгиастве есть тенденция относиться к индивидуации как к... демократическому процессу. :)
Володь, ты не слишком драматизируешь ситуацию? ;) Хотя ты оставляешь "или" и "...?" , но потом как-то все мрачновато... (на мой взгляд :)
Мне кажется интересным попытаться понять (точнее - пофантазировать) в несколько ином направлении - а что хотел сказать Юнг этой своей идеей об индивидуации и кому он это хотел сказать.
Ну и в конце концов, в постюнгиастве есть тенденция относиться к индивидуации как к... демократическому процессу. :)
,
23/07/2007 - 00:07 #10518
Леша, а ты не заметил знак вопроса после слова "индивидуация"?
"или" я не ставил в тему..
,
23/07/2007 - 00:07 #10519
Согласен, что тема сложная, но я и не рассчитывал, что мы ее сразу "раскусим". Драмы, в этой теме не вижу, наоборот, очень много трикстерского. А поставив эту тему, стал более задумываться над ней, читать (и не только юнгианскую литературу, кстати там эта тема почти не затрагивается), много для себя открыл нового.
,
23/07/2007 - 01:07 #10522
Аспирина, очень даже правильно отметила, что мы в темах грешим излишней интеллектуализированностью (ух, слово то какое!), порой превращающееся в простое цитирование.
Открывая эту тему, я, честно говоря, боялся, что и она превратиться в спор о том кто больше знает цитат о судьбе.
Вставляя в тему слово «индивидуация», я хотел для себя понять соотнесенность того, что я понимаю под этим термином (а это для меня просто ПУТЬ, по которому ИМЕННО МНЕ следует идти под девизом: иди туда незнамо куда, принеси то, незнамо что), и того, что непостижимо для меня - судьбы. Кто она - эта безликая Судьба? Почему она иногда так жестоко называет меня? Что она от меня желает? Почему мы говорим - у каждого на роду написано, - от судьбы и от сумы не уйдешь-? Это все та же Ананке, Необходимость, то чего ни при каких условия не обойдешь, смерть, принуждение? А как же свобода? Как соотнести стремление нашей души к движению «за»… и таким же стремлением судьбы удержать ее, это стремление «в»..? Вопросов много… и ответов немало, но каждый из ответов уникальный опыт ПЕРЕЖИВАНИЯ личной судьбы отвечающего (Три Мойры на всех, и все Мойры на одного).
Интересно, как каждый из нас переживает (и переживает ли?) в себе присутствие этого непостижимого и внеличностного события.
,
23/07/2007 - 10:07 #10525
да, да, да... :) Это я, приехав вчера вечером с дачи, наскоком прочитал темы и вот - упустил... (а на самом деле я в бсс-м мню трикстером одного себя :) )
Индивидуация - "концепция" противоречивая, несколько туманная, но об этом потом... А вот судьба, рок, фатум - это, по-моему, нечто более определенное... :) неотвратимое. А индивидуации все же запросто можно избежать ;) И примеров, знаете ли, немало... :)
Мне кажется тут имеет смысл акцентировать противоположности,на которых строится эта тема. Свобода, свобода воли, случайность, непредсказуемость - детерминизм, причинность (недавно шла об этом речь), судьба, предопределенность; примерно так.
Другой вопрос - рассматриваем ли мы судьбу, рок в качестве УНИВЕРСАЛИИ, как-бы внеположенной жизни и человеку? Я. понятное дело, не согласился бы с этим.
Возможно эта проблема связана (в какой-то степени) с эгоцентризмом и антропоцентризмом. Человек с самых давних пор начал чувствовать, что его сознательные замыслы, цели, желания и поступки (короче - вся деятельность сознания) раз за разом наталкивается на множественные неодолимые, или одолимые с огромным трудом препятствия, источники которых смутно угадываются как всебе самом, так и во внешнем мире. Последнее касается и сложностей социальной жизни, и сил природы, а также экзистенциальных проблем человеческой жизни (напр., смертность). И все это было связано как с очень серьезным и глубоким внутренним разладом, так и с жизненными проблемами. Требовалось как-то осмыслить эту ситуацию и создать механизмы защит и компенсаторные образования. хотя, конечно, причины появление "проблемы судьбы" было бы некорректно видеть лишь в "механизмах защиты". Это, скорее, попытка дать ответ (хоть какой-то!) на сложнейшую и драматичную экзистенциальную ситуацию человеческого бытия-в-мире.
Лично у меня понятия рока и судьбы вызывают негативную реакцию (несильную ;) ). 1) - в тех случаях, когда они становятся доминирующим полюсом а известной оппозиции. 2) - эти понятия уже очень сильно исторически нагруженны вполне определенными смыслами; эти понятия использовались в репрессивных системах, идеологиях, особо - в религиозной в целях подавления и манипулирования человеком, с их помощью навязывался строго определенный способ социально-психического функционирования.
Но есть и такая вот "загагулина" :) . Во многих современных обществах под маской "свободы воли", "свободного удовлетворения потребностей" протаскивается все та же идеология :)
На этом пока заканчиваю и , как обычно, не могу не дать несколько ссылок на тексты, отличающиеся особой простотой и изяществом ;)
Индивидуация - "концепция" противоречивая, несколько туманная, но об этом потом... А вот судьба, рок, фатум - это, по-моему, нечто более определенное... :) неотвратимое. А индивидуации все же запросто можно избежать ;) И примеров, знаете ли, немало... :)
Мне кажется тут имеет смысл акцентировать противоположности,на которых строится эта тема. Свобода, свобода воли, случайность, непредсказуемость - детерминизм, причинность (недавно шла об этом речь), судьба, предопределенность; примерно так.
Другой вопрос - рассматриваем ли мы судьбу, рок в качестве УНИВЕРСАЛИИ, как-бы внеположенной жизни и человеку? Я. понятное дело, не согласился бы с этим.
Возможно эта проблема связана (в какой-то степени) с эгоцентризмом и антропоцентризмом. Человек с самых давних пор начал чувствовать, что его сознательные замыслы, цели, желания и поступки (короче - вся деятельность сознания) раз за разом наталкивается на множественные неодолимые, или одолимые с огромным трудом препятствия, источники которых смутно угадываются как всебе самом, так и во внешнем мире. Последнее касается и сложностей социальной жизни, и сил природы, а также экзистенциальных проблем человеческой жизни (напр., смертность). И все это было связано как с очень серьезным и глубоким внутренним разладом, так и с жизненными проблемами. Требовалось как-то осмыслить эту ситуацию и создать механизмы защит и компенсаторные образования. хотя, конечно, причины появление "проблемы судьбы" было бы некорректно видеть лишь в "механизмах защиты". Это, скорее, попытка дать ответ (хоть какой-то!) на сложнейшую и драматичную экзистенциальную ситуацию человеческого бытия-в-мире.
Лично у меня понятия рока и судьбы вызывают негативную реакцию (несильную ;) ). 1) - в тех случаях, когда они становятся доминирующим полюсом а известной оппозиции. 2) - эти понятия уже очень сильно исторически нагруженны вполне определенными смыслами; эти понятия использовались в репрессивных системах, идеологиях, особо - в религиозной в целях подавления и манипулирования человеком, с их помощью навязывался строго определенный способ социально-психического функционирования.
Но есть и такая вот "загагулина" :) . Во многих современных обществах под маской "свободы воли", "свободного удовлетворения потребностей" протаскивается все та же идеология :)
На этом пока заканчиваю и , как обычно, не могу не дать несколько ссылок на тексты, отличающиеся особой простотой и изяществом ;)
,
23/07/2007 - 17:07 #10551
Судьба может записываться на листьях священного дерева, свитке или в специальной книге (сравни {...} известные у различных народов поговорки типа «На роду написано»), вырезаться на камне, представляться в виде какого-либо предмета, например горящего полена или свечи, ассоциироваться с дорогой (путём), странствиями, водами загробной реки.
Мне кажется, что несовсем верно видеть в архетипе Судьбы, только некую реакцию уязвлённого эгоцентризма. Ведь у Судьбы есть ещё и другая сторона. Иногда о человеке говорят: "Но судьба вела его к...". То есть, получается, у Судьбы есть конечная цель! Более того, Судьба предстаёт как некое разумное начало, как гений (демон), котрый всё время пытается вернуть нас на "правильный" и "чётко запланированый" путь. Если мы делаем что-то наперекор ему, он наказывает нас, если следуем ему - благославляет (если, конечно, судьба у нас не горькая). И что такое синхронии и знаки, которые посылает нам "нечто", когда мы на правильном пути?
Интересно так же, что Судьба всегда представлялась людям как нечто записанное. Если нечто записано, то это может быть и прочтено, хотя бы теоретически. Эта вера в записанность судьбы архетипична. И как подметила однажды Мария Луиза Фон Франц, мы не знаем как бессознательное творит идеи об устройстве мира, которые затем подтверждаются. Вот и сейчас получается, что наука частично уже доказала существование судьбы, существующей в виде предрасположенностей (предначертание) заложенных в генах. Куда мы можем уйти от наших предрасположенностей? Никуда. Над нами всегда существует давление их принуждения. Вот мне здесь часто приходилось читать, что тот или иной архетип -- нечто отложившиеся в родовой памяти. Но почему бы не посмотреть на архетип глазами сакральных учений? Что если архетипы -- объективная реальность, и то, что мы можем назвать архетипом Судьбы лежит у истоков самого существования такого явления, как гены и наследственность, например? Разве это не судьба?
,
23/07/2007 - 18:07 #10554
Мне кажется, что несовсем верно видеть в архетипе Судьбы, только некую реакцию уязвлённого эгоцентризма.
Конечно. Я говорил об этом как об одной из причин
Интересно так же, что Судьба всегда представлялась людям как нечто записанное. Если нечто записано, то это может быть и прочтено, хотя бы теоретически. Эта вера в записанность судьбы архетипична.
Дело в том, что не все так думают и не всем так это представляется. Если говорить об архетипических паттернах. обуславливающих те или иные взгляды, но их всегда несколько - психическая многополярность. Т.е. есть и иные взгляды. Вера в свободу выбора тоже тогда надо признать архетипичной. :)
О генах. А что, разве гены хоть как-то влияют на наше повседневное поведение, на наши переживания и эта связь может быть прослежена? Я уж не говорю о судьбе...
Конечно. Я говорил об этом как об одной из причин
Интересно так же, что Судьба всегда представлялась людям как нечто записанное. Если нечто записано, то это может быть и прочтено, хотя бы теоретически. Эта вера в записанность судьбы архетипична.
Дело в том, что не все так думают и не всем так это представляется. Если говорить об архетипических паттернах. обуславливающих те или иные взгляды, но их всегда несколько - психическая многополярность. Т.е. есть и иные взгляды. Вера в свободу выбора тоже тогда надо признать архетипичной. :)
О генах. А что, разве гены хоть как-то влияют на наше повседневное поведение, на наши переживания и эта связь может быть прослежена? Я уж не говорю о судьбе...
,
23/07/2007 - 18:07 #10555
Это мир двойственности и наверно каждый решает для себя где судьба и где свобода выбора. Конечно это не интеллектуальный выбор, а внутреннее самоощущения. Я сам ощущаю силу рока или судьбы, как если бы кто-то или что-то ведёт меня по жизни. И самое интересное эта сила ощущается мной как "женская".)))))))))
Общаясь с людьми, я заметил что человек тяготеет к двух крайностям либо всё в руках судьбы и нет выбора, либо всё в твоих руках и как таковой судьбы нет или мы сами создаём судьбу.Есть две противоположности есть предначертанность, судьба и сами решаем судьбу. И тут каждый разрешает этот "конфликт" по своему. Кто то думает что судьба уже предрешена и нужно просто уметь её принять, а кто-то думает что сам себе делает себе судьбу.Слушая одних и других, я ощущаю правоту обоих.
Я общался с теми кто придерживался мнения того что судьба как предопределённость, необходимость, вынужденность переплетается со свободой выбора.
У меня есть образ судьбы и свобода выбора.
Это поток воды или река, она течет и увлекает человека туда куда сама течет. А свободный выбор -это то как он плывет или на чем. Он может плыть просто прямо или плыть от одного берега до другого при этом все время плывёт вперёд.
Есть интересное понятие в восточной "религии" - КАРМА.))))))
Говориться, что неизвестно когда возникла карма у человека и однажды начавшись, она предопределяет его жизнь. При этом то что происходит сейчас результат действий прошлого, а будующиее будет результатом действий сегодняшних. И так всё запутывается, что "мама не горюй"......запутаешься)))))
Получается судьба обусловлена поступками прошлого и при этом в рамках этой обусловленности мы можем делать тот или иной выбор, чтобы потом в бушующем иметь возможность выбирать из более лучших условий, чем в прошлом.
Судьба для меня как сверхличная сила, но от части предопределена нами и этот же выбор нас обуславливает.
Например, мне "кажется"))))) что необходимость - есть наш выбор, который нас же и обусловил.Но выбор сделан в прошлом, но как ответ о пришел сейчас. Как если выбор -это как посеять семя, сразу не видно результата, но потом мы наблюдаем как оно проявляется и дает плоды, которыми мы либо наслаждаемся или страдаем. Также необходимость или вынужденность есть наше свобода выбора, которое дало свои всходы и нам ни чего не остается как принять это как должное, как естественный процесс или точнее естественный результат.
,
23/07/2007 - 18:07 #10556
Сергей, я во многом с тобой согласен... карма - тут уместная и интересная аналогия. А вообще, эта ситуация насвозь парадоксальна (да как и вся наша жизнь) и она требует от нас парадоксальных ответов-решений-действий...
,
23/07/2007 - 18:07 #10559
Мне думается что индивидуация это судьба каждого.
И каждый идет своим уникальным путем. Человек может сопротивляться, тогда судьба может и потащить его))))))"за волосы"))))) больно будет))))
Эта судьба обусловленая природой самой психики.
,
23/07/2007 - 18:07 #10560
"А вообще, эта ситуация насвозь парадоксальна (да как и вся наша жизнь) и она требует от нас парадоксальных ответов-решений-действий..."
Во-во, каждый решает своим способом эту сложную и порадоксальную задачу. И самое интересное как каждый подходит к этому и бывает столь парадоксально это решение, что диву дивишься))))Так много граней реальности.
,
23/07/2007 - 18:07 #10561
О генах. А что, разве гены хоть как-то влияют на наше повседневное поведение, на наши переживания и эта связь может быть прослежена? Я уж не говорю о судьбе...
А как же?! Если вы, например, родились с каким-либо деффектом, если вы имеете склонность к полноте и т.п. Разве это не оказывает влияние на вас и ваши мысли? И ваша жизнь уже отчасти предрешена, поскольку частью индивидуации станет процесс научения принимать себя таким, какой есть. А вот содержание этого "какой есть" очень даже определяется генами.
По поводу тех, кто говорит, что создаёт свою судьбу сам, сразу хочется задать им такой вопрос, а смогли ли бы они реализовать другую судьбу? Вот актриса, например, расказывает, что всего она добилась сама и нет никакой судьбы. Спрашивается, а могла ли она стать, например, учёным-исследователем, имея врождённый талант к актёрскому мастерству, и не особо выдающиеся способности к аналитике?! А смог бы серьёзный (на самом деле опасливый) бизнесмен стать, например, шоумэном и известным на весь мир комиком? НИКОГДА! То что вырастет из семечка уже заложено в самом семечке, "рождённый ползать летать не может". Индивидуация -- это, по крайней мере отчасти, "приспособление" к своей Судьбе.
,
23/07/2007 - 18:07 #10562
Ди, а как понимаешь свобода выбора в своей судьбе?!
Наш выбор уже обусловлен судьбой!?
Или мы тотально обусловлено и тут не чего даже и пытаться
,
23/07/2007 - 18:07 #10563
"Спрашивается, а могла ли она стать, например, учёным-исследователем, имея врождённый талант к актёрскому мастерству, и не особо выдающиеся способности к аналитике?! А смог бы серьёзный (на самом деле опасливый) бизнесмен стать, например, шоумэном и известным на весь мир комиком? НИКОГДА!"
Ди, а почему ни когда?! может у него такое семечко, что может)))))
Ведь проверить это сложно))))) может она смогла выбрать другой путь, а не тот который прошла)))) тем более мы можем вообще гадать как могла сложится у этой например женщины(из твоего примера)судьба.
,
23/07/2007 - 19:07 #10564
У нас есть свобода внутри определённых границ.
Мы, конечно, не знаем как сложилась бы судьба актрисы или бизнесмена. Но существует масса примеров того, как родители, например, пытаются навязать ребёнку определённое образование к которому у него нет таланта (музыкальное, например) или определённый образ жизни, который вызывает сильное напряжение, так как идёт вразрез с его индивидуальностью. Ничем хорошим это не закончилось.
,
23/07/2007 - 19:07 #10565
"Интересно так же, что Судьба всегда представлялась людям как нечто записанное. Если нечто записано, то это может быть и прочтено, хотя бы теоретически. Эта вера в записанность судьбы архетипична."
Думается, не всегда. Кроме свитка, как атрибута богинь судьбы, есть еще и веретено, и весы. Причем мне кажется записывание судьбы проявляется в более поздних вариантах мифов, чем отмеривание или взвешивание.
Вообще нить и прядение рождают так много аналогий: нить может быть ровной и неровной, длинной и короткой, может обрываться и связываться, так и судьба. А еще нити обычно сматывают в клубок (может быть, поэтому судьбы переплетаются).
По поводу тех, кто говорит, что создаёт свою судьбу сам, сразу хочется задать им такой вопрос, а смогли ли бы они реализовать другую судьбу? Вот актриса, например, расказывает, что всего она добилась сама и нет никакой судьбы. Спрашивается, а могла ли она стать, например, учёным-исследователем, имея врождённый талант к актёрскому мастерству, и не особо выдающиеся способности к аналитике?! А смог бы серьёзный (на самом деле опасливый) бизнесмен стать, например, шоумэном и известным на весь мир комиком? НИКОГДА! То что вырастет из семечка уже заложено в самом семечке, "рождённый ползать летать не может". Индивидуация -- это, по крайней мере отчасти, "приспособление" к своей Судьбе.
Ой, Ди, как говорится, никогда не говори никогда. В связи с перестройкой в нашей стране такие метаморфозы с людьми происходили: был мужчина простым инженером, а стал крутым бизнесменом, работала женщина на конвейере, часы собирала, а стала известной гадалкой. Таланты не всегда лежат на поверхности, а психические функции можно развивать.
,
23/07/2007 - 19:07 #10566
Ди, все эти предрасположенности типа к полноте и т.п. - это лишь предрасположенности, которые должны для того, чтобы проявится попасть под перекрестное влияние других факторов (и то все эти предрасположенности - дело весьма туманное, насколько я знаю). О полноте. Люди очень часто набирают излишний вес по причинам связанными с психологией, с психолгическими проблемами, межличностными отношениями; дети, набирающие лишний вес, часто являются жертвами бсс-х проблем их родителей, их игр, и т.п.
Способности и таланты - дело тоже туманное. Одно дело талант, который проявляется как у Моцарта или Пушкина. Это я оставлю. Но способности... Уже давно есть масса исследований психологов и социологов, показывающих насколько все зависит от социально-культурной среды, от воспитания в семье (а ведь семья - это носитель и проводник культурных установок)...
А смог бы серьёзный (на самом деле опасливый) бизнесмен стать, например, шоумэном и известным на весь мир комиком? НИКОГДА!
Откуда уверенность-то такая, Ди? А нет ли здесь попытки кой-чего навязать?
Ну да ладно. Я на эту тему все уже сказал, что хотел, а более подробно все разложено в тех ссылках, которые я привел.
Способности и таланты - дело тоже туманное. Одно дело талант, который проявляется как у Моцарта или Пушкина. Это я оставлю. Но способности... Уже давно есть масса исследований психологов и социологов, показывающих насколько все зависит от социально-культурной среды, от воспитания в семье (а ведь семья - это носитель и проводник культурных установок)...
А смог бы серьёзный (на самом деле опасливый) бизнесмен стать, например, шоумэном и известным на весь мир комиком? НИКОГДА!
Откуда уверенность-то такая, Ди? А нет ли здесь попытки кой-чего навязать?
Ну да ладно. Я на эту тему все уже сказал, что хотел, а более подробно все разложено в тех ссылках, которые я привел.
,
23/07/2007 - 20:07 #10567
Ой, Ди, как говорится, никогда не говори никогда. В связи с перестройкой в нашей стране такие метаморфозы с людьми происходили...
О да! Хороший пример - Путин. Оказался в нужном месте в нужное время. Случайно. Далее - мощная пропагандистская компания, с использованием войны в Чечне и только за счет этой компании Путин - Президент России. :)
О да! Хороший пример - Путин. Оказался в нужном месте в нужное время. Случайно. Далее - мощная пропагандистская компания, с использованием войны в Чечне и только за счет этой компании Путин - Президент России. :)
,
23/07/2007 - 20:07 #10568
Ди, я проосто не вижу смысла со своей стороны приводить дальнейшие аргументы, т.к. наши разные взгляды на эту частную проблему расходятся по причине некоторых базовых мировоззренческих установок, часть из которых я уже обозначил - это проблема логоцентризма, детерминизма, универсалий и пр. Об этом я говорил выше.
К тому же, спор в рациональном духе будет приводить только к дальнейшему укреплению логоцентризма :)
Поэтому скажу так. Ди, ведь к своим взглядам ты пришел сам, а значит ты осуществил свободный выбор... ;)