архетип и эгрегор

Эгрегор Эгрегор – это любая общность людей, преследующих одинаковую цель. Примером первых эгрегоров можно считать родовые общины. Эгрегор является структурой самоосознающей, то есть это некая высшая сила, определяющая взаимосвязь людей, объединенных общими целями. Многие исследователи определяют местом формирования и нахождения эгрегора ноосферу. Между эгрегором и каждым его членом происходит постоянный обмен энергией. Человек подпитывает эгрегор. Количество людей входящих в один эгрегор, является одним из определяющих факторов силы эгрегора, как структуры, влияющей на процессы в окружающем мире. В свою очередь эгрегор дает человеку поддержку и силу, уверенность в себе. Эгрегор – это автономное существо, где человек – лишь часть его собственного развития и энергопитания. То же самое и в мини-эгрегорах, например, среди ваших друзей. Ваши общие друзья собраны, как правило, вокруг определенных ценностей, то есть вокруг определенной волны. Если вы перестаете соответствовать этим интересам, то вы теряете круг своих друзей, как бы искусственно вы не стремились поддерживать отношения. Так как вы перестаете подпитывать вами созданный эгрегор. Самый маленький эгрегор – это семейный. И если в семье нет согласия, то она разрушается. Силу эгрегора вы можете почувствовать, если захотите формально войти в какую-то группу, а сами эмоционально-мысленно остаетесь равнодушны к объединяющей их цели. Вы увидите, как через короткое время эгрегор распознает, что вы его не подкармливаете, и эти люди перестанут общаться с вами. Обратимся к классикам. В индивидуальном подсознании есть структуры, общие для всего человечества. К.Г.Юнг называет их «архетипами», или «изначальными образами». К этим структурам люди имеют доступ в силу того, что они «человеки». Архетипы имеют отношение к структурам разума и миру Идей, который всегда вокруг нас. Именно так можно объяснить сходство мифологий у разных народов и рас. Языческие божества, духи-помощники, души предков, незримое воинство и даже Небесная Церковь - за всем этим пестрым рядом названий стоит одна и та же модель. Профессионалы его именуют «целокупностью», «тонким организмом коллективности», «коллективным подсознанием», «матрицей сопричастности», кратко «Эгрегором». То есть Эгрегор – нематериальная субстанция, которая создается людьми, чаще всего не осознано, для выполнения или задачи или ряда задач. Идеи витают в мире и, если рядом находится «собрание дружественных мыслей», они образуют Эгрегор. Существует масса Эгрегоров. Наиболее сильны Эгрегоры религий. Есть маленькие, вроде, Эгрегора семьи, который заботится о его членах.----------------- Возможно,что понятие эгрегор близкое к понятию архетипа.и приживается на российской почве лучше потому что в юнгинианстве нет понятия архетипа студента или архетипа какой-либо профессии,или архетипа любителей экстремального спорта,в конце-концов архетипа алкоголика или наркомана,то есть архетипа каких либо субкультур,а понятие эгрегор это учитывает ?

Марфа. А откуда этот текст?

просто определение эгрегора,не хочу давать ссылки на "эзотериков",интересно само понятие,общность людей,находящихся на одной "волне",если ты не на этой "волне" тебя просто выкидывает....близкие темы гой и изгой,отшельник...
Это я называю, бессознательным отождествлением с неким коллективом,
отождесвление с его представлениями. Я не знаю, правильно ли, но считаю
это - коллективными представлениями.
Но это не архетипы.
Разве что- они имеют отношение к архетипу Персоны.
Олег меняется не только персона меняется человек внутренне,самый наглядный пример секты или тюрьма...

Марфа.
Попробую без цитат,рассказать как понимаю это явление.
Отождествление с коллективными представлениями создает некую "совесть"
в человеке, которая действует по отношению к нему принудительно.
Тот, же человек, формируясь в разных обстоятельствах, может иметь "совесть" вора или
"совесть" православного.

совесть-супер-эго-негласный свод правил?Получается родительская фигура,тот же архетип отца или матери?
ОТЕЦ- представляет \ по мнению Юнга\ индивидуальную совесть.
"Cовесть" самости он отличает от "совести" коллективных представлений.
Есть такое понятие,как втягивание,например человека "втянули"в употребление наркотиков,в секту,в авантюру во что угодно ,оттуда же попытки родителей "оградить от влияния"улицы,друзей отдать в спортшколу,т.е.есть какое-то энергетическое воздействие среды,не знаю как по-другому сказать...
Эгрегор - понятие в рамках эзотерической идеологии, часто загрязнен ментальными перверсиями, бредовыми и магическими элементами, сакрализован участниками.
Некоторыми своими свойствами сходен с позитивным материнским комплексом "угождаешь, восхищаешься, идеализируешь - ты свой, держишься рядом - чужой - изгнать, если попал внутрь - без наказания прочь не уйдешь ".
С "кормлением" та же неувязочка выходит, что и с нарциссическими матерями: они внушают, что "кормят", а на деле сами "кормятся" за счет детей.

Никакого самоосознания эгрегора быть не может в принципе, потому что он не живое существо, а интерактивное поле группы, разновидность группового бессознательного. Не более того.
Может быть соотнесен с промежуточной/пограничной формой бессознательного между архетипическим ядром  и индивидуальными оболочками комплекса.

Мне показалось, что в идее "эгрегора ноосферы", лежит образ схожий с
Unis Мundus. Про идею сверхразума ноосферы, писал даже академик
Cахаров. Видимо это архетипическая идея.

В Бога-то верить всем хочется.

unus mundus

Задолбали эти немцы- напридумывали, а русскому человеку- мучайся.

это не немцы, это латынь (итальянцы покоя не дают)
У классика написано- немцы.
Латиняне - тоже немцы,- человечьего языка не знают.
Я впервые слышу об эгрегоре. Допустим, хочу узнать, что это. В приведенном тексте я вижу следующие определения:
1) любая общность людей, преследующих одинаковую цель;
2) самоосознающая структура, т.е.
3) некая высшая сила;
4) автономное существо;
5) нематериальная субстанция, которая создается людьми.
А еще + ноосфера. А еще + архетип.
Хочется спросить, так что это все-таки – общность людей, высшая сила или автономное существо? Вот Марфа ниже говорит все-таки об общности. Об общей волне, изгоях. Но этому есть простое название «коллектив». У коллектива свои законы, своя динамика. Социальная психология очень-очень-очень давно и весьма успешно этой проблематикой занимается. Причем тут какой-то эгрегор?
А если эгрегор – это все же особое явление, то, ребят, вы уж сначала дайте непротиворечивое определение, а потом уже все остальное. А то сложно рассуждать о предмете, который толком не определен.

В различных ситуациях «Эгрегор» означает:

  • коллективное бессознательное;
  • совокупность мнений группы субъектов;
  • художественный мысле/образ;
  • совокупность информации, связанной с объектом или явлением;
  • энергоинформационную структуру, которая образуется за счет связей менталитетов людей, занимающихся одним делом (христиане, врачи, учителя, ученые, бизнесмены, нация, государство, город, семья, спортивная команда, институт­ская группа и т. д.).

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (18631945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

с интерактивным полем группы сложнее 
Но этому есть простое название «коллектив». У коллектива свои законы, своя динамика. Социальная психология очень-очень-очень давно и весьма успешно этой проблематикой занимается. Причем тут какой-то эгрегор?--------------------------------------------------------Коллектив алкоголиков и наркоманов?Коллектив хиппи?Коллектив азартных игроков?Коллектив гонщиков-экстремалов?

Именно так. Просто не надо слову "коллектив" особый смысл придавать (который с советских времен еще). Если слово "коллектив" режет ухо, можно тогда говорить о малых и больших группах. Семья - случай малой группы. Коммуна хиппи может быть и большой группой. Что касается наркоманов, то по этой среде масса работа написана. И в тюрьмах, и в армии. Целые кафедры на психфаках этой тематикой занимаются.
А вот если мы говорим об эгрегоре как особой информационной "сущности", тем более, о "некой высшей силе", то это уже совсем иной разговор. И социальную психологию тогда не трогаем.
Видите ли, в том-то и дело, Марфа, что предмет не определен. А говорить о том, чему названья нет довольно сложно.
Вот, кстати, еще пример от меня. Почему бы эгрегор в таком случае не сравнить еще со слухами, с модой, с поверьями или даже с духом времени. Чёткого определения нет, поэтому и понимай как хочешь. Понятие тогда размывается. Явления уже как бы и нет. В этом-то и проблема.

Согласна,можно определить как субкультуры или группы,но социальная психология описывает их как бы извне,например есть разница между понятием человечества как общности людей и ноосферой(коллективным бессознательным),как информационной общностью,и описание идет изнутри.В принципе примерно поняла.что имела в виду Сорелла под промежуточным бессознательным...Может подойдет аналогия коллективное бессознательное-океан,субкультура-озеро....
Лагуна.
Марфа, вы возбудили мой интерес, и я таки полезла читать. Поняла, что изначально эгрегор – это скорее сродни духу, типа нагваля. Ну, как дух-олень, или духи предков, или сила амулета. Пожалуй, традиционное определение – «душа вещи» - более понятно. Сюда же и «душа рода». Идея древняя, а вся информационно-энергетическая трактовка, это уже продукт современного домысливания.

Но и тут неувязчока. Я еще вычитала, что и карму отождествляют с эгрегором, и даже судьбу. Т.е. даже в оккультной среде нет единства в определении. А если еще ноосферу и архетип приплести… Может все же не надо множить сущности без надобности? Ноосфера – это ноосфера. Архетип – это архетип. Судьба – это судьба. А компания алкашей во дворе – это малая группа.

Кстати, допишу, что социальная психология не занимается группами «извне». Она же «психология»! Извне – это вы с социологией путаете. А тут речь идет именно о психологии масс, групп, толпы наконец

Я в своих сновидениях, часто сталкивался с "эгрегором"
туристов- альпинистов. Обычно такие сны сняться
недели за три до путешествия. "эгрегор" пробуждается.

Что касается Духа сообщества, - вполне возможно что он в таких образах и

бывает представлен в сновидениях.

Дух семьи. А почему нет?

Мне тоже иногда в предвкушении чего-то приятного оно сниться начинает. Как ребенку новогодняя ёлка или каникулы. Только зачем понятие эгрегора сюда вводить? Что оно объясняет? Или что нового даёт?
Перестройка Персоны. Я же ведь "каякер"
только часть года. От массовых тусовок давно отошел,
но во время путешествия "коллективные представления
субкультуры" пробуждаются, становятся востребованными.
Вот-вот, Vervoleg! У Марфы это слово уже мелькнуло, а теперь у вас. «Субкультура»! И всего делов! А если оставаться в рамках юнгианского подхода, то именно Персона. И традиционное понимание коллективного бессознательного тут вполне достаточно. Зачем еще эгрегор-то???

Такое "прививание" болезненных взглядов бывает обычно при следующих условиях:

1) тесное совместное проживание, постоянный контакт с душевнобольным;

2) заболевший всегда пользовался большим авторитетом, безграничным доверием и сильной привязанностью, был умнее и образованнее того, кто стал в конце концов разделять его бредовые идеи; наличие у индуцируемого таких особенностей, как внушаемость, ограниченность, а в ряде случаев даже дебильность;

3) медленное развитие и некоторое правдоподобие бредовых идей у "индуктора". По своему содержанию индуцированный бред может быть любого содержания (любовный, величия и т. д.), но чаще всего это бред преследования.

Индуцированный бред встречается нечасто и обычно непрочен, он быстро и бесследно исчезает при разъединении с больным человеком. Изредка индуцированный бред возникает не у одного, а у нескольких человек.

Этот факт был одной из причин широко распространенных (особенно в средние века) так называемых психических эпидемий. Индуцированный бред называют также подражательным помешательством, или помешательством из подражания (В. И. Яковенко).???????

Вот-вот, Vervoleg! У Марфы это слово уже мелькнуло, а теперь у вас. «Субкультура»! И всего делов! А если оставаться в рамках юнгианского подхода, то именно Персона. И традиционное понимание коллективного бессознательного тут вполне достаточно. Зачем еще эгрегор-то???-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Марша попробую объяснить,как я это понимаю,коллективное бессознательное не статично,а динамично,общество меняется,люди меняются,взять к примеру семью,семья при домострое и семья сейчас две большие разницы,появляются технические новинки,интернет,как абсолютно новая форма общения,взаимодействия,детей воспитывают по другим принцыпам.Греческих архетипов может не хватить Каждое поколение вносит вклад,то,что вчера было субкультурой,чем-то новым,привносится в коллективное бессознательное,если понимать его как информационный процесс...Для этого и нужно понятие "эгрегора"или близкое к нему....Может это легче объяснить на примере искусства от примитивной живописи к романтизму,затем импрессионизм.затем модернизм как-то так....
Марфа.

Коллективное бессознательное- это архетипические образы, архетипы.