Нимфа Каллипсо
Возможно,здесь есть идея о "смерти/возрождении"-покинув остров,Одиссей- как бы побеждает смерть и возвращается в мир жизни..
Конечно. Опять же деструктивная сила Матери постоянно его приближает к смерти Эго (не вернуться на Итаку, жизнь кончена, боги прокляли), это та же борьба с материнским драконом, готового поглотить и уничтожить. А возрождение в том, что боги, как-раз смилостивились и подарили шанс Одиссею.
Дальше он попадает на остров феаков, где, что интересно, он встречает привлекательную девушку, дочь Алкиноя. И вот здесь, как-раз Анима отделена от архетипа Матери уже.
_________
Джек, а может быть так, что одно не противоречит другому? Ну, по принципу сдвоенных фигур типа Персефона-Деметра?
Я бы сказала, что формально похоже на Аниму.
А кто тогда Цирцея, у которой Одиссей тоже в плену не плохо посидел (правда с товарищами)?
Интересно, что Калипсо считалась отверженной нимфой. Ни боги, ни люди не общались с нею. В этом смысле Одиссей попал туда, куда даже боги (кроме, естессно Гермеса) не решались заходить. Это что-то отверженное, запретное, чем брезгуют даже боги. Что за персонаж такой?
Нимфа Калипсо - искусная ткачиха в серебряном плаще, что является указанием на ее связь с Луной и Арахной (ткачихой-паучихой) как антиподом Афины. А мы помним, что Афина - покровительница Одиссея.
"Удерживающее" воздействие, скорее, описывает ее депрессивность. У человека с депрессивным характером основная беда и тревога - страх быть покинутым, оставленным, ненужным (см. отличное описание депрессивного характера у Мак-Вильямс "ПА диагностика").
"7 лет у Калипсо" можно интерпретировать как депрессию Одиссея. По тексту, он в это время плачет, тоскует, печален, у него меньше "желания" (и желаний), он поглощен своим состоянием, блокирована его активность, он ощущает себя проклятым, и т.п. Депрессия нередко ощущается как смерть чувственности.
Альтернативно: это интроверсия, связанная с реинтеграцией (Фордхам) и рефлексией предыдущего опыта путешествия, с освоением Одиссеем теневой фемининности, возможно с переоценкой внутренних ценностей.
Также важно, что Калипсо - дочь титана Атланта (Атласа), несет в себе образ тяжести небес, которые держал ее отец на себе. Кроме того, в ней также есть "титаническая" часть (см.Лопес-Педраза "Титаническая любовь и лунное безумие"). Ее мать - океанида, что также указывает на связь со скрытыми лунными ритмами, с водой, дающей жизнь всему живому (живой водой?).
А с материнским "драконом" в Одиссее разбирается его сыновняя часть - Телемах.
Кстати, по другой версии Калипсо не дочь Атланта, а Гелиоса, т.е. дочь самого Солнца.
А кто тогда Цирцея, у которой Одиссей тоже в плену не плохо посиделЦирцея-Кирка ведьма, это негативные, магические аспекты Ужасной Матери. Одиссей, что называется, из огня да в полымя попал. Кирка, может быть, как фигура предопределяющая судьбу и встречу с Каллипсо. И еще, наверное, важно то, что Кирка только злая и ужасная, а Каллипсо еще и добрая, любящая Мать.
Мне интересна идея Калипсо как одиссеевой депрессии. Он же попал туда, когда уже всё потерял. У Кирки он ещё с командой был. А тут полный крах: домой не доплыл, друзья погибли, т.е. вообще всё рухнуло. Только вмешательство богов освобождает его от Калипсо. Если бы не высшие силы, он бы из её удушающей заботы не выбрался.
Нимфа Калипсо - искусная ткачиха в серебряном плаще, что является указанием на ее связь с Луной и Арахной (ткачихой-паучихой) как антиподом Афины. Вот-вот. Все эти ткачихи-паучихи атрибуты Ужасной Матери.
Sorella 2012-08-15 20:46:05
это интроверсия, связанная с реинтеграцией (Фордхам) и рефлексией предыдущего опыта путешествия, с освоением Одиссеем теневой фемининностиЭто ближе всего. Только вы забыли, что материнский дракон Одиссея - это Сцилла и Харибда, эти чудовища, суть, пожирающие чудовища Матери (по структуре сюжета путешествия героя - преодоление первого порога, во чреве кита). После встречи с ними ему предстоит осмысление, дальнейшее примирение с судьбой, с тем, чтобы он мучился и осознавал, что он "не равный богам" после встречи с драконом. А дальше следует стадия по структуре сюжетов - встречи с богиней, которая и любит его и сдерживает своей властью. Он должен окончательно преодолеть эту власть, чтобы Анима отделилась от архетипа Матери. И дальше Навсикая на острове феаков, представляет уже отделившуюся аниму.
Сначала Цирцея - ужасная колдунья. Потом Калипсо - противоположность Цирцеи (любящая, навязчивая). Потом Навсикая - синтез этих двух крайностей - красивая, изнеженная царевна, но при этом смелая, предприимчивая, умная. Она и помогает Одиссею вернуться.
Она и помогает Одиссею вернуться.
В народных сказках только герой остается и женится на царской дочке.
Все эти ткачихи-паучихи атрибуты Ужасной Матери.Афина - покровительница ткачих - тоже, что ли, ужасная мать?
Jack 2012-08-15 21:23:03
Сцилла и Харибда, эти чудовища, суть, пожирающие чудовища МатериНу да, особенно если учесть, что Сцилла была прекрасной девушкой, пока не была заколдована во время купания отравленной водой. А у Харибды вообще нет индивидуальности, это досимволическая аллегория ритмичности водного цикла - водоворота, прилива-отлива, биоритмов. Они изображаются мощными чудовищами-химерами, чтобы подчеркнуть силу инстинктов, природных сил и показать недифференцированность глубинных эмоций и импульсов.
Но, конечно, если хочется в любом женском персонаже мифов видеть мать, то никто в этом помешать не сможет.
Интересно, что о Калипсо (в отличие от той же Цирцеи) известно не так уж много.
Калипсо всё же любовница Одиссея.
Марша, кто говорит, что Каллипсо не любовница Одиссея. Это верно, что влияние Каллипсо сравнимо с мужчиной, одержимым Анимой. В том и дело, что Анима еще не отделена от архетипа Матери, не дифференцирована, Эго находится под стеснением архетипа Матери. Я не просто так, решил, что так оно и должно быть, я соотношу это предположение с психологическими работами.
К примеру Нойманн Эрих пишет:
"Это подводит нас к вопросу, имеющему важное диагностическое, терапевтическое и теоретическое значение. Разграничение различных архетипических стадий позволяет нам решить, с каким типом инцеста мы имеем дело и каково положение Эго и сознания — короче говоря, определить эволюционную ситуацию в каждом отдельном случае. В Психологии бессознательного Юнг еще настолько зачарован Фрейдом, что не может распознать архетипических различий в этой ситуации и в результате упрощает проблему героя, рассматривая ее редуктивно.Женский элемент гермафродитного сына-любовника, который Юнг выводит из регрессии к матери, напротив, является совершенно первичным, как показывает структурно недифференцированный характер гермафродита, и не является результатом регрессии уже развившейся мужественности. Этот характер складывается на более глубоком уровне, где еще господствует Великая Мать, и мужественность еще не упрочилась; поэтому никакого "самоотречения от мужественности" нет, просто эта мужественность пока еще не достигла никакой независимости. По общему признанию, самокастрация, посредством которой юноша жертвует своей мужественностью, регрессивна, но это лишь частичная регрессия, или, если быть более точным, мы можем сказать, что его развитие было подавлено в зародыше.
Женоподобныйхарактер юноши является промежуточной стадией, ее можно также считать межполовой стадией. Интерпретация жреца или пророка как представителя такого промежуточного типа,[5]психологически точна, хотя и не верна биологически. Нужно отличать созидательную связь зрелого Эго с Великой Матерью и связь, при которой Эго еще не в состоянии избавиться от ее власти."
У Джозефа Кемпбелла можно найти такие слова:
"Последнее приключение, когда все преграды и великаны – людоеды остались позади, обычно представляется как мистический брак торжествующего героя – души с Царственной Богиней Мира. Это переломная точка – в надире, в зените или на краю земли, в центре Вселенной, под сводами храма или в самом потаенном уголке нашего сердца...
...Мифологическая фигура Вселенской Матери привносит в космос атрибуты женственности, являющей себя в первой, лелеющей и оберегающей близости. Эта фантазия изначально спонтанна, ибо существует близкое и явное соответствие между отношением маленького ребенка к своей матери и отношением взрослого к окружающему его материальному миру31. Но во многих религиозных традициях встречается и сознательно контролируемое педагогическое использование этого архетипного образа с целью очищения, уравновешивания и посвящения ума в природу зримого мира."
На пути Одиссея встречались и другие образы.
До Каллипсо он познакомился с Цирцеей. Уходя от Цирцеи, ему пришлось
проплыть между Сциллой и Харибдой. Еще- образ Сирен. Все это-
образы носящие женскую природу.
Интересно, что к Каллипсо Одиссей попал тогда, когда его корабль
развалился и он остался без товарищей,- один на обломках.
Cловно образ индивидуации.
Так, что Каллипсо- видимо Анима Одиссея, последней, помогающей
стадии.
К материнским образам можно отнести и сам остров- Итаку, и богиню- хранителя Одиссея. Из ужасных Матерей- наверное Харибда.
Может быть Цирцея- это Каллипсо, еще не отделенная от Харибды и
Сирены. Понимаете о чем я?
Мюррей Стайн интерпретирует Цирцею, как Аниму Одиссея.
Интересно, что к Каллипсо Одиссей попал тогда, когда его корабль развалился и он остался без товарищей,- один на обломках. Cловно образ индивидуации.
Символически, если рассмотреть этот мотив, то корабль - Эго, которое несет либидо, корабль развалился по воле Зевса - как дезинтеграция, регрессия, следующая на протяжении всего времени, проведенного у Каллипсо, Сорелла писала по этому поводу. Но в тоже время это и рост индивидуации, так как герой становится обладателем упрочившейся мужественности и отправляется за своей наградой-душой, то бишь царской дочкой Навсикаей.
Vervoleg 2012-08-16 04:33:55
Понимаете о чем я?Vervoleg, кажется, что, наоборот, Каллипсо, отделенная уже от пожирающего аспекта Ужасной Матери Сциллы-Харибды. Каллипсо любит и заботится об Одиссее.
Но вы имеете ввиду, что Цирцея персонификация Ужасной Матери?
===
Я об этом и говорю.
===
Но вы имеете ввиду, что Цирцея персонификация Ужасной Матери?
===
Нет, я имею ввиду, что Цирцея значительно более поглощающий образ,
чем Каллипсо. Превращение Цирцеей мужчин в свиней.
C Каллипсо- с Одиссеем этого не происходит,- он не скотосвинеет \шутка\,
и может в человечьем рассудке проживать конфликт.
Нет, я имею ввиду, что Цирцея значительно более поглощающий образ, чем Каллипсо.
Но опять же Кирка антропоморфный, человеческий образ в отличие от Сциллы-Харибды, хтонических чудовищ, и Кирка, как более поглощающая, разрушающая, со сверхестественными способностями близка, именно, им. То есть она, как бы более архаичнее, первичнее, чем Каллипсо. Каллипсо, наоборот, удерживает больше Одиссея от любви к нему, в ней. Она все время соблазняет его, занимается с ним сексом, хотя он даже не хочет. В этом аспекте, как-раз видны инцестуозные тенденции, когда герой не может отделаться от власти Великой Матери, он уже не может сопротивляться тому, что она его удерживает, тогда он становится одержимым Анимой, то есть Каллипсо становится Анимой, с которой он отождествляется, что и делает его двуполым сыном-любовником. А на следующей стадии путешествия Анима отделена полностью, Эго укрепило свои границы, Анима освобождена и представлена в чистом виде, как прекрасная девушка, то есть Навсикая - интроекция добытой души-сокровища.
Он на обрыве над морем сидел, и из глаз непрерывно
Слезы лилися. В печали по родине капля за каплей
Сладкая жизнь уходила. Уж нимфа не нравилась больше.
Ночи, однако, в постели он с ней проводил поневоле
155 В гроте глубоком ее, - нежелавший с желавшею страстно.
======
"Уж нимфа не нравилась больше." Значит какое-то время нимфа нравилась
и он помалкивал и богов не молил.
Значит какое-то время нимфа нравилась и он помалкивал и богов не молил.
Она просто из него все соки выжала за семь лет-то.
Экстрим с циклопами, гребля и фехтование, секс с нимфами- это здорово.
Но все приедается.
Одиссея - поэма о ВОЗВРАЩЕНИИ. Наряду с героическими элементами, присущими любым приключениям, в ней речь идет об индивидуации второй половины жизни, о возвращении к СЕБЕ после победы в "Троянской войне" с миром.
С моей точки зрения, женские образы анимы в этой поэме посредничают особым образом и действуют "от имени и по поручению" Самости, "детско-родительская" тематика отходит на второй план и неактуальна, вперед выступают этапы духовного опыта при простраивании оси эго-Самость.
Метафоры нам непривычны, такой опыт редок, и мы с большим трудом можем распознать психологическое содержание этапов "очень взрослого" пути Улисса.
Джек, ещё раз объясните, пожалуйста, какие конкретно черты архетипа Великой Матери вы увидели в Калипсо? Сразу скажу, что мне интересен образ Калипсо. Я не ахти какой юнгианец, но много лет занимаюсь греческой мифологией (как хобби, конечно, а не профессионально). Поэтому тема мне интересна из своих соображений.
Только, умоляю, без цитат. А то чужих "инструкций от администрации края" уже и так достаточно. Как лично вы это поняли и прочувствовали? Как пришли к такому заключению? Не надо научной терминологии. Напишите своими живыми словами: почему Калипсо - Великая Мать? Если текст будет большой - не важно. Важно, чтобы это были ваши личные идеи.
В любом мифе герой должен сразиться с теневой материнской стороной, драконом, стражем порога, все это этап испытаний героя. Дальше следует стадии встречи с богиней, примирения с отцом, стадия апофеоза всех первых свершений. И дальше идет обратное завершение круга, этап возвращения героя в мир повседневности.
А то чужих "инструкций от администрации края" уже и так достаточно.
А как же иначе, Марша. Вы думаете что сможете что-то понять, не стараясь понять, что написано научно и доходчиво сведущими людьми.
Пенелопа выступает как отдельный важный персонаж эпоса. История её страданий разворачивается параллельно с историей страдания её мужа.
А как же иначе, Марша. Вы думаете что сможете что-то понять, не стараясь понять, что написано научно и доходчиво сведущими людьми.
Джек, я, конечно, так прямолинейно не думаю. Но, когда человек много лет занимается какой-то темой, он уже должен потихоньку делать собственные выводы, а не только опираться на "догмы". Можно и с авторитетами поспорить. Юнг же поспорил с Фрейдом. А если бы он опирался только на его "доходчивые" и "сведущие" работы? Юнга бы у нас не было. Это и есть научение, применение полученных знаний на практике, развитие собственных взглядов.
И к собственным снам нужно подходить творчески. В противном случае можно лет 20 записывать свои сны, и это будут годы, потраченные впустую. ИМХО!
Но, когда человек много лет занимается какой-то темой, он уже должен потихоньку делать собственные выводы, а не только опираться на "догмы".
Так эти авторитеты, которых я цитировал, пока что самые важные продолжатели аналитической психологии, у которых можно черпать уйму знаний. Никаких догм там нет и в помине, и невозможно делать самому какие-то выводы, не прочитав что-нибудь из области, которой ты интересуешься.
Джек, я слово "догмы" закавычила специально. Ну да Бог с ним!
Миф об Одиссее... Он же нетипичный герой. Мифографы относят его к новому типу героя - интеллектуальному. Тут много слоёв. Сводить всё к однозначным архетипам (типа Анима, Великая Мать, или/или, третьего не дано) - значит, неоправданно упрощать эпос.
Меня, например, с точки зрения психологии (не мифологии!) интересуют следующие моменты.
Одиссей был хитростью приведён на путь индивидуации. Сам он и не собирался уезжать из дома.
Типичный героизм (о котором вы говорите) - первая половина жизни Одиссея (Троянский цикл). Дальше начинается совсем другой миф, индивидуальный миф Одиссея.
Примирение с отцом? Да он с ним и не ссорился. Кстати, Одиссей - родственник Гермеса, что тоже недурственно.
Идея возвращения? Конечно. Но оно невозможно. Пройдя путь индивидуации, человек никогда не будет прежним. Образно говоря, он никогда не вернётся домой, как это не удалось Одиссею. Возвращение невозможно.
Одиссей гибнет от руки собственного сына.
Разве не интересные моменты?
Сводить всё к однозначным архетипам (типа Анима, Великая Мать, или/или, третьего не дано) - значит, неоправданно упрощать эпос.
Я же рассматриваю только нимфу Каллипсо, а вы все в кучу собрали. Прочитайте "Тысячеликого героя" Джозефа Кембелла, тогда поймете, о чем я говорю. Это вы все редуцируете, воображая, что анализируете все объективно.
"Она удерживает его у себя на острове."
-------
Мне подумалось,что возможно,эти семь лет,которые Одиссей провел на острове/ замкнут как в скорлупе яйца/ это некий инкубационный период,для появления новых сил и перемен в его судьбе. Имя Каллипсо-означает- "та,что скрывает" Возможно,здесь есть идея о "смерти/возрождении"-покинув остров,Одиссей- как бы побеждает смерть и возвращается в мир жизни..