на острове Буяне..

Недавно прочитала народный вариант сказки о золотой рыбке- «На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка» , вспомнилось пушкинское: «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Или вот- народный заговор- «Встану я, благословясь, пойду я, перекрестясь, под восточную сторону, к окиян-морю. В окиян-море стоит остров Буян» «Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать, Индрик-зверь, всем зверям отец,Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,и ворон, всем воронам старший брат.Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень» "Светло-голубое, блестящее небо лежит за облаками, или за дождевым морем; чтобы достигнуть в царство солнца, луны и звезд, надо было переплыть воздушные воды. Таким образом, это небесное царство представлялось воображению окруженным со всех сторон водами, т.е. островом…Остров Буян – поэтическое название весеннего неба, а так как весеннее небо есть хранилище теплых лучей солнца и живой воды, которые дают земле плодородие, одевают ее роскошной зеленью, то фантазия сочетала с ним представление о рае или благодатном царстве вечного лета…Буян-остров занимает очень видное и важное место в наших народных преданиях; без его имени не силен ни один заговор, на нем сосредоточивается вся чудесная и могучая сила..(Афанасьев «Языческие предания об острове Буяне») Для древних славян остров Буян - понятие священное, ведь он представляется как «первая земля», всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мировая ось и бьет источник вечной жизни. . Часто встречается на острове и магический дуб - "ни наг, ни одет". Его называют "дубом мокрецким", то есть "мокрым", в смысле "сырым", а значит, живым, растущим, не засохшим. Явно напрашивается аналогия "дуба мокрецкого" с "мировым древом" - мифическим образом, присущим языческим религиям практически всех народов Земли. Интересно, что дуб "ни наг, ни одет". Он не без листьев, не гол, как зимой, но и не с листвой, как летом, он словно в застывшем пограничном состоянии. И в то же время дерево это живое - дуб "мокрецкий". С другой стороны, характеристику "ни наг, ни одет" можно понимать как одновременное присутствие в жизни дерева всех его сезонных изменений: "На одном боку цветы расцветают, на другом листы спадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подсыхают". Но здесь может быть и иное толкование. Либо для этого дерева нет времени и оно существует сразу во всех временах года, либо на острове Буяне время не движется непрерывно, а слилось, сконцентрировалось в одной точке. "Мировое древо" - это своего рода центральная ось Космоса, стержень, соединяющий небо и Землю. Крона его уходит высоко за облака, а корни покоятся в далеких подземных глубинах. Древние египтяне верили, что это дерево - сикомор, жители Скандинавии почитали гигантский ясень Иггдрасиль, индийцы - баньян. В славянской мифологии таким деревом считался дуб. Даже в самом названии острова - "Буян" - заложена сокрытая в нем сила, дающая импульс, стимул к движению, к развитию, к жизни. Все слова с чередующимся корнем "бой-буй" указывают на некую силу, напор, активность, яростность: буянить, буйствовать, бой, бойкий. Этот остров - некое средоточие, сгусток энергии. Он, как мотор - машину, как сердце - организм, приводит в движение весь окружающий мир, из небесного мира задает движение миру земному. И такое движение следует понимать не просто как механическое, но и как внутреннее движение процессов развития и угасания, происходящее и в природе, и в человеческом обществе. Камень же Алатырь, по народным представлениям, видимо, являет собой устойчивую и непоколебимую основу мира. Недаром в заговорах часто упоминается о крепости и вечности Алатыря: "А будь мое слово: сильнее воды, выше горы, тяжелее золота, крепче горючего камня Алатыря". В подобном устройстве Космоса есть определенная логика, в присутствии которой трудно отказать нашим предкам. Мир изменчив и непостоянен, он вечно находится в движении, импульсом к которому служит остров Буян. Но, несмотря на свою изменчивость, Вселенная вечна. Постоянно изменяясь, она была, есть и будет. Залогом этой стабильности и служит камень Алатырь. « Этимологически название сближается с диал. буян 'высокое место, горка' из древнего буй 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. также древне-русское боуи 'кладбище'; псков. буй; арх. буево; олонецк. буево, буевка, буява; твер., олонецк. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище'. В реализовавшейся в фольклорных текстах традиционной модели пространства как ряда концентрических кругов с возрастающей сакральностью Буян — последний круг перед центром (предыдущие — сине море Окиан, чисто поле). Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, по народным представлениям, лежит через водное пространство. (А.В. Юдин. Русская ономастика)
Кира, спасибо за интересную статью.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).

 

 Флейта, hobit- спасибо  hobit,я тоже задумалась-может быть потом,стоит это обсудить?

Почитал народные заговоры,где поминается Буян. В заговорах присутствуют
еще некие старцы- где cемь, где восемь.
Например:
1. Заговор от тоски. На море Кияне, на острове на Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким сидит раб Божий (имя), тоскуя, кручинится в тоске неведомой и в грусти недознаемой, в кручине недосказанной. Идут 8 странцев со старцем незванных, непрошенных; гой ты, еси раб Божий (имя), со утра до вечера кручинный ты, что, по что сидишь такой на полой поляне, на острове Буяне, на море Кияне! И рече раб Божий (имя) 8 старцам: нашла беда среди околицы, залегла во ретиво сердце; щемит, болит головушка, не мил свет ясный, постыла вся радушка. Воззовиши всем старцам со старцем грозным грозно, начали ломать тоску, бросать тоску за околицу, кидма кидалась тоска, от востока до запада, от реки до моря, от дороги до перепутья, от села до погоста; нигде тоску не приняли, нигде тоску не украли; кинулась на остров на Буян, на море на Окиан, под дуб мокруцкой. Заговариваю я раба (имя) от наносной тоски, по сей день, по сей час, по сию минуту, слово мое никто не превозможет не аером*, ни духом.

И еще один момент,- помимо птицы Стратим, там же проживали Сирин и
Алконост.

Vervoleg 2012-10-09 00:29:21
И еще один момент,- помимо птицы Стратим, там же проживали Сирин и Алконост.

 Давно я славянскую мифологию стороной обхожу). А наверное зря)
-
Стратим - чудесная птица упоминаемая в славянской мифологии. В «Голубиной книге», старинном сборнике русских духовных стихов, о гигантской птице Стратим сказано следующее: 
       Стратим-птица всем птицам мати. Почему она всем птицам мати? Живет Стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море, Держит весь белый свет под правым крылом. Топит она корабли гостиные Со товарами драгоценными. Когда Стратим вострепенется, Во втором часу после полуночи, Запоют все петухи да на всей земле. Потому Стратим-птица всем птицам мати.
-

Видимо, об этой же гигантской птице, которую иногда называли Страфилом, повествует другая древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"»
-
Извиняюсь, я опять с фантазией. Но очень эта птица напоминает небесные тела. Солнце. Луну.
А сам Буян...Только не смейтесь( Центр Галактики.
Извиняюсь, я опять с фантазией. Но очень эта птица напоминает небесные тела. Солнце. Луну.
А сам Буян...Только не смейтесь( Центр Галактики.----------------------------------Так где же этот таинственный остров?

...В польских хрониках под 870 годом сохранилось упоминание о некоем таинственном городе. Город был большой и богатый, назывался он Венета и находился, кстати сказать, на острове. Богатства этого города были так велики, что, по свидетельству летописца, дети просто играли золотыми и янтарными шариками. Рассказывалось также, что остров этот опустился в морские воды и город, естественно, погиб. Историки с недоверием относились к этому сообщению...

А между тем в шестнадцатом веке некий Томаш Кантцов, побывав на одном из островов Балтики, а именно на острове Волин, нашел там огромные обработанные камни. «Это фундаменты, оставшиеся от древнего города»,— записал Кантцов. Кроме того, в своих записях он привел свидетельства моряков, которые утверждали, что в ясную погоду на дне моря у берегов этого острова можно видеть руины каменных зданий. Кантцов считал, что легендарная Венета находилась на острове Волин. Тем более что в летописи говорилось, будто бы Венета стояла на острове, запирающем вход в пролив. Историки обрушились на Кантцова с насмешками и быстро отбили у него охоту заниматься древностями. На этом обследование загадочного острова прекратилось на несколько столетий.

Только в 50-х годах нашего века историки вернулись к легендарному острову. Во время строительных работ на острове были обнаружены остатки полусгнившего деревянного строения. Польские археологи определили, что бревнам не менее тысячи лет. Раскопки показали, что жители Венеты были искусными мореходами. Даже мостовые они мостили старыми досками от кораблей.

Хозяевами этого города были славяне. Археологи обнаружили во время раскопок глиняные черепки с характерным славянским орнаментом. Древние постройки также имели типично славянские черты.

Легенды о богатстве города не были выдумкой. Археологи нашли множество украшений из золота и серебра, но главным образом из янтаря. Жители Венеты были не только его добытчиками, но и искусными мастерами, изготовлявшими из янтаря красивые ожерелья и подвески.----------------------------------------------------Остров Буян, по мнению большинства исследователей — это древний остров Руян или современный Рюген, на котором в старину находился священный город западных славян Аркона вместе с центральным святилищем.
Аркона являлся известным славянским культовым центром. Центральным местом святилища был храм, посвященный богу Святовиту. Вот что пишет о нем Саксон Грамматик: «город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». 
В городище находился источник, особо почитаемый во время языческих праздничных ритуалов, а неподалеку располагался могильник в виде кургана, а также по всему острову были щедро рассыпаны камни для жертвоприношений.
В ходе раскопок на месте святилища были обнаружены остатки культовых предметов – в частности, оружия и жертвенных животных.
Археологические находки датируются временем, начиная с эпохи каменного века.
Остров был позднее заселен германским племенем ругиев. Еще позже на нем появляется славянское племя руян, от которого и произошло, видимо, название острова.
Руяне или руяны в основном занимались земледелием и рыболовством. А еще совершали грабительские набеги на соседние земли и воевали с ними. В ходе этих войн, Аркона была, в конце концов, разрушена, а святилище четырехликого бога Святовита полностью уничтожено.
Световит или Белбог являлся у славян богом плодородия и белого света, дарующего жизнь. Световит отождествлялся с Родом и поэтому считался «богом богов». Саксон Грамматик писал: «Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. От сокровища Световидова содержаны были триста всадников с стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцов была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими на сражении, принадлежала Световиду. 


Кстати, славянское население острова Рюген называлось Русью, а сам остров, по некоторым данным, назывался не иначе, как Рус. Возможно, именно отсюда, из легендарного Рюгена-Руса-Буяна и пришли первые русичи в наши края вместе с Рюриком. Не потому ли остров Буян является излюбленным образом у восточных славян в народных преданиях и сказках? Итак: Буя́н — сказочный остров в русском фольклоре. Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень — у того все желания исполняются.http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&showentry=14130
Похоже на образы Самости.
В заговоре от тоски (по потерянной душе?) задается колебательное движение от центра к периферии и от периферии к центру, перечисляется целый ряд важных мест психической "географии" (комплексы?), и завершается путь снова в центре. Есть посредники-помощники на этом пути (индивидуации). 

Птица Стратим (Самость?) топит корабли гостиные со товарами драгоценными (эго-комплексы с их социальными достижениями?) во тьме океана-моря (бессознательного), но есть петухи, что "соединяют" тьму со светом (трансцендентная функция?). Всем птицам мати - Самость как источник всех психических функций? Множественное число (корабли, петухи...) указывает на коллективный уровень бсс и на универсальность/архетипичность описанных процессов?
марфа 2012-10-09 09:24:37
Так где же этот таинственный остров?

 Марфа, интересная наводка. Но все таки мне кажется немного не то.
Потому как. Вот для сравнения.
-
Аркона (Arkona)         город балтийских славян 10—12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10—13 м. Аркона была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части — жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию.
-
Ретра (нем. Rethra, слав. Радигощь-Радгощь)         религиозный центр и укрепление 10—11 вв. прибалтийского западно-славянского племени редариев (ратарей, ретрян), входившего в союз племён лютичей (См. Лютичи), ныне — городище близ г. Фельдберг в округе Нёйбранденбург (ГДР). Сведения о Р. современников-хронистов Адама Бременского и Титмара Мерзебургского были подтверждены раскопками немецкого археолога К. Шуххардта (1922). Р. была окружена двумя земляными валами с 3 большими и 3 малыми башнями с воротами. В центре стоял деревянный храм бога солнца и огня Радагаста, или Сварожича. Близ храма открыты остатки 10 жилых домов. В 1068 Р. была разрушена войсками епископа Бурхарда II Хальберштадтского, а в начале 12 в. — императором Лотарем III (См. Лотарь III).
-
«Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах.
-
Данные описания напоминают описания греческих храмов. Например храм Аполлона. И есть предания в которых сказано, что Аполлон периодически летал на Север. (Сейчас искать лень эту информацию(
-
Что касается Буяна. В описании этого острова очень много символов. Не похоже это на простое культовое место.




Да, и еще хотела дополнить сведения по славянской мифологии вот этой ссылкой.
-
www.historichka.ru/works/mif/
-
"...Владея историографической ситуацией, А.Я. Гуревич описал мировоззрение норманнского общества, выделил его особенности и составил его «картину мира». Но также делает подробный анализ научной литературы и на ее основе доказывает отличие сказки от мифологии, точнее эпоса, викингов. Ученый приходит к выводу, что скандинаво-германский эпос ― центральное звено коллективного сознания в эпоху начинавшегося высвобождения человека из первобытной сакральности, когда миф сохранял еще жизненную эффектность, но уже приобретало свои права земное и человеческое..."

Что касается Буяна. В описании этого острова очень много символов. Не похоже это на простое культовое место.

-----------------------------------------------------------По аналогии вспомнился Садко,там тоже есть эпизод,когда оказавшись на дне Ильмень-озера во власти морского царя он женится на девке-чернавке,а на утро оказывается на берегу реки Чернавы.На дне этого озера есть синь-горюч камень.который исцеляет разные недуги и упоминается в заговорах,а ведь все это реальные географические места,просто несущие и символическую нагрузку...

Сходные породы относятся к так называемым зелено- (сине-) каменным массивам, имеющим коренные выходы на территории Карелии, Скандинавии и в южной части Онежско-Ладожского пояса. Скорее всего, из Онежско-Ладожского района камень был перемещён при движении ледника. Возраст сходных пород весьма солидный: более 2,5—2,6 миллиарда лет. Синий цвет образуется вследствие преломления и отражения света поверхностью чешуек и зёрен кварц-биотита (которые имеют чёрный цвет).
Форма камня свидетельствует о том, что он подвергся значительной обработке ледником. Это и понятно, ведь камень переместился километров на 600 от места своего коренного залегания.
Синий камень, несомненно, относится к ледниковым валунам, хотя отличается от классических образцов относительно плоскими и верхом и основанием.Проведённые замеры позволили подсчитать объем и массу камня. Объем около 4 кубометров. При средней плотности сходных пород, равной 2,9—3,0 грамма на сантиметр в кубе, масса камня составляет примерно 12 тонн.
Обычно цвет камня серовато-сизый, а свой синий цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо и кажется сам начинает излучать свет. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый.
Почему Переславский камень называется Синим, хотя он на деле скорей черно-серый Синь-Камень с синеватым оттенком? Фокус в том, что «синий камень» – это понятие (как и «ярилина плешь»), относящееся к целому классу сакральных предметов. 
Синь-горюч-камень встречается в бесчисленных заговорах (в частности – и присушках на любовь), в которых синева отнюдь не окрас, но указание на принадлежность к миру нави. Синяк – это мертвец, синец – черт. Синее море (оно же – черное) путь в преисподнюю. 
Это только по нынешним представлениям синий цвет – темно-лазоревый. А для наших предков синий цвет – это иссиня-черный. Именно таков цвет Синь-камня, лежащего на берегу огромного синего озера, на переходе между мирами – миром мертвых и миром живых, Инь и Ян, нави и яви. Навь – это темные воды Плещеева (Клещина) озера, явь – холмы над ним, в первую очередь – Ярилина плешь. 
В русских сказках часто упоминается присказка в тридевятом царстве в тридесятом государстве,которое часто оказывается на берегу моря(финист-ясный сокол),море было где-то на окраине Руси,видимо связано с чем-то таинственным,тем,что за гранью(в этом плане интересно сравнить с фантастическим описанием греками других народов,например скифов),ну а если в море остров-он естественно соеденяет разные миры(спутниковых навигаторов то не было,отсюда и "таинственная география" )остров может быть схож с подземным или надземным миром...(другой мир)...
марфа 2012-10-09 10:34:35
остров может быть схож с подземным или надземным миром...(другой мир)...

 Поэтому я и вспомнила про Бардо
марфа 2012-10-09 10:23:46
а ведь все это реальные географические места,просто несущие и символическую нагрузку...

 Возможно такая символическая нагрузка связана с особенностью восприятия.
Цитата из той же работы, на которую я приводила ссылку чуть выше.
-
"...1. Особенности мифологического мышления

Без разрешения вопросов, связанных с мифологическим мышлением, разобраться в характере языческих представлений достаточно трудно.

Впервые сделал попытку охарактеризовать специфические особенности первобытного мышления Л. Леви-Брюль. Исходным пунктом его научных исследований стало учение о коллективных представлениях, под которыми он понимал те идеи, которые внедряются в сознание человека через общественную среду — воспитание, общественное мнение, обычаи. Развивая эти идеи, французский ученый заинтересовался вопросом об особых законах, управляющих коллективными представлениями. Он разработал собственную теорию дологического мышления первобытных народов, которую изложил в книге «Первобытное мышление» (61, с. 177-223)..."

Юнг тоже делал упор на такую особенность мышления. В теме Джека кажется была сделана попытка  разобраться с этим вопросом. Но пока что вопрос-ответ подвис

Похоже на образы Самости.
==
Конечно Самость. Будет время,- попробую собрать все заговоры с Буяном.
Чтобы получить более полную картину.
Особенности мифологического мышления------------------------------------да,это понятно.Первобытное мышление обсуждали в темеhttp://jungland.ru/node/6593летом и есть тема http://jungland.ru/node/4395можно развить вторую тему,тем более у меня как-то в голове не уложилось первобытное мышление=мифологическое=символическое=иррациональное?или нет.
марфа 2012-10-09 09:24:37
Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень — у того все желания исполняются

 Прям как Комната Стругацких. ))
Ого-как много всего интересного,просто глаза разбегаются-спасибо большое !
марфа 2012-10-09 12:56:07
ожно развить вторую тему,тем более у меня как-то в голове не уложилось первобытное мышление=мифологическое=символическое=иррациональное?или нет.

 Можно, но только с примерами. Из разных источников. По другому думаю будет не очень интересно... Вы правильно обозначили тему как мне кажется "мышление".
Что-то я больше заговоров про Буян и не нашел.
Интересно,что заговор именно- "От непонятной кручины."
Vervoleg 2012-10-10 00:40:35
Интересно,что заговор именно- "От непонятной кручины."

 У меня всплыло - Меланхолия.
В настоящее время вместо понятия «меланхолия» в медицинских целях используется термин «депрессия». В обиходе «меланхолией» называют просто грустное, унылое настроение.
Это не меланхолия, это- Нигредо, экзистенциальный п...ц.
Олег, у меня язык чешется, не могу не спросить - не пробовали заговор, не помогает?... Подозреваю, что нет...

Марфа, Юнг говорил о том, что примитивное мышление не отличало реальность и вымысел, для примитивного человека это было одно и то же. Все божества и духи были для него реальны. Был лишь намек на границу между малюсенькой точкой сознания и бессознательным.  

Vervoleg 2012-10-10 01:24:40
Это не меланхолия, это- Нигредо, экзистенциальный п...ц.

 Заговор от Нигредо?
А почему поляна полая?
Олег, у меня язык чешется, не могу не спросить - не пробовали заговор, не помогает?..
==
Тык - не в Нигреде же.
Но если посмотрите мои сны про остров с башней или про дом на острове-
то некоторое сходство с Буяном есть. И даже журналистов там 80-т.
" Восемь старцев."
 Заговор от Нигредо?
А почему поляна полая?
=====
А что еще за "неведомая кручина", от которой лечат камнем Алатырем и
дубом четырехсторонним?
Бессознательное видимо этот заговор знает и использует его в
сновидениях.
Vervoleg 2012-10-10 10:52:08
А что еще за "неведомая кручина", от которой лечат камнем Алатырем и дубом четырехсторонним?

 Ну так вики пишет что Алатырь-та самая Самость кажется.
-
В стихе о Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана...
-
Дуб четырехсторонний - видимо потому что Световид
-
 Световид - вездесущий Дух. Энергия Рода, пронизывающая все сущее. За легендами Род, родившийся однажды из яйца, выдохнул из себя Дух, который, отдаляясь от него, сотворил Всемирье.
-
http://vedu.forumbook.ru/t243-topic

-
Если не путаю, то в буддизме это называется надями. Центральный канал и две нади по бокам. Лунная и Солнечная.
..Страна, где обитает светлая божественная сила, есть страна вечного лета, откуда на всю землю разносится плодотворная жизнь в птицах, гадах, насекомых и семенах, которые являлись на землю весною, а при конце осени уносились в царство вечного лета. На такое же значение Буяна, кроме преданий, указывает самое имя, в корне которого лежит слово буй (буйный), синонимическое со словом яр (яркой, яровой, Ярило, жар, жаркой), как это видно из замены этих слов одного другим в Слове о полку Игореве.
На Буяне-острове сосредоточивались все творческие силы природы, как в вечно полном и неисчерпаемом источнике. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат. Вместе ли с землею создан был этот таинственный остров, и светлые божества перешли на него с неба, или он существовал искони, до создания земли? Думаем, что, прежде всего, жилищем светлых богов почиталось небо, которое наивному представлению язычника казалось всесветным синим морем. На это указывает оставшееся доселе предание, что ласточки улетают зимою на небо. Важно, что предание это составляет вариант других выше приведенных поверий, по которым все птицы на зиму улетают в благословенное царство вечного лета. Но особенно важно следующее место одного заговора: На море на окияне, на острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем. Над тучею туча взойдет, молния осияет, дождь пойдет -. Вместе с усвоением себе понятий о правильном и постоянном обороте светил, народная фантазия отнесла их жилище на восток. Подобно тому божествам нечистым человек назначил жилище на западе, там, где заходит солнце. Но так как человек, по самой сущности своей духовной природы, не только чрез рефлексию ума переносит себя в неизвестное будущее, но и назад, в неизвестное прошедшее, то славянин, составивши верования о жилищах божеств светлых и темных, отодвинул бытие этих священных стран в глубокую даль прошедшего. Как вечно божество изначала, так изначала же существует его жилище. Буян-остров и страна нечистой силы (на западе), вместе с тем как заняли место в религиозных народных верованиях, получили все права давности.
Творческие силы природы, хранившиеся на Буяне, в преданиях народных выражены в образе матерей всего живого и сущего на земле: здесь встречаем и зверя, отца всех зверей, и птицу, мать всех птиц, и змию, мать всем змиям. В названии этих творческих сил плодородия матерями, старшими, большими, старцами и старицами видно также и влияние родственных патриархальных понятий, лежавших в основе быта, на религиозные верования, состоявшие в полном обожании природы и ее жизненных сил.
Как мифическое олицетворение творческих сил плодородия в природе, старцы названы в одном заговоре ни скованными, ни связанными, т.е. всегда животворными и способными к развитию. Это тем более знаменательно, что о молодцах, попавших на Буян, заговоры представляют совершенно иные данные.http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_312.htmАфанасьев.
 Итак, бел-горюч камень-алатырь, как выражение крепости творческой силы, связывается народными преданиями и с огненным змеем, как силою оплодотворяющею, и с зарею, как вечною сопутницею светила жизни (солнца).