на острове Буяне..
"Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, по народным представлениям, лежит через водное пространство."
-
"Этот остров - некое средоточие, сгусток энергии. Он, как мотор - машину, как сердце - организм, приводит в движение весь окружающий мир, из небесного мира задает движение миру земному. И такое движение следует понимать не просто как механическое, но и как внутреннее движение процессов развития и угасания, происходящее и в природе, и в человеческом обществе."
-
Из этой статьи следует, что источник энергии мира нужно искать в потустороннем?
Неожиданно выплыло в памяти ...Свендеборг.
-
"...Душа, живущая по смерти, есть дух человека, который и является его настоящей личностью, проявляющейся полностью в следующей жизни в человеческой форме ("Тайны неба" 322, 1880-1, 3633, 4622, 4735, 6054, 6605, 6626, 7021, 10594)."
Читать полностью:
-
Отдает идеей о Бардо.
Нужно будет подумать над этой темой..
Спасибо, Кира. Натолкнули на размышление...
Флейта, hobit- спасибо hobit,я тоже задумалась-может быть потом,стоит это обсудить?
Почитал народные заговоры,где поминается Буян. В заговорах присутствуют
еще некие старцы- где cемь, где восемь.
Например:
1. Заговор от тоски. На море Кияне, на острове на Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким сидит раб Божий (имя), тоскуя, кручинится в тоске неведомой и в грусти недознаемой, в кручине недосказанной. Идут 8 странцев со старцем незванных, непрошенных; гой ты, еси раб Божий (имя), со утра до вечера кручинный ты, что, по что сидишь такой на полой поляне, на острове Буяне, на море Кияне! И рече раб Божий (имя) 8 старцам: нашла беда среди околицы, залегла во ретиво сердце; щемит, болит головушка, не мил свет ясный, постыла вся радушка. Воззовиши всем старцам со старцем грозным грозно, начали ломать тоску, бросать тоску за околицу, кидма кидалась тоска, от востока до запада, от реки до моря, от дороги до перепутья, от села до погоста; нигде тоску не приняли, нигде тоску не украли; кинулась на остров на Буян, на море на Окиан, под дуб мокруцкой. Заговариваю я раба (имя) от наносной тоски, по сей день, по сей час, по сию минуту, слово мое никто не превозможет не аером*, ни духом.
И еще один момент,- помимо птицы Стратим, там же проживали Сирин и
Алконост.
И еще один момент,- помимо птицы Стратим, там же проживали Сирин и Алконост.
Давно я славянскую мифологию стороной обхожу). А наверное зря)
-
Стратим - чудесная птица упоминаемая в славянской мифологии. В «Голубиной книге», старинном сборнике русских духовных стихов, о гигантской птице Стратим сказано следующее:
Стратим-птица всем птицам мати. Почему она всем птицам мати? Живет Стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море, Держит весь белый свет под правым крылом. Топит она корабли гостиные Со товарами драгоценными. Когда Стратим вострепенется, Во втором часу после полуночи, Запоют все петухи да на всей земле. Потому Стратим-птица всем птицам мати.
-
Видимо, об этой же гигантской птице, которую иногда называли Страфилом, повествует другая древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"»
-
Извиняюсь, я опять с фантазией. Но очень эта птица напоминает небесные тела. Солнце. Луну.
А сам Буян...Только не смейтесь( Центр Галактики.
А сам Буян...Только не смейтесь( Центр Галактики.----------------------------------Так где же этот таинственный остров?
...В польских хрониках под 870 годом сохранилось упоминание о некоем таинственном городе. Город был большой и богатый, назывался он Венета и находился, кстати сказать, на острове. Богатства этого города были так велики, что, по свидетельству летописца, дети просто играли золотыми и янтарными шариками. Рассказывалось также, что остров этот опустился в морские воды и город, естественно, погиб. Историки с недоверием относились к этому сообщению...
А между тем в шестнадцатом веке некий Томаш Кантцов, побывав на одном из островов Балтики, а именно на острове Волин, нашел там огромные обработанные камни. «Это фундаменты, оставшиеся от древнего города»,— записал Кантцов. Кроме того, в своих записях он привел свидетельства моряков, которые утверждали, что в ясную погоду на дне моря у берегов этого острова можно видеть руины каменных зданий. Кантцов считал, что легендарная Венета находилась на острове Волин. Тем более что в летописи говорилось, будто бы Венета стояла на острове, запирающем вход в пролив. Историки обрушились на Кантцова с насмешками и быстро отбили у него охоту заниматься древностями. На этом обследование загадочного острова прекратилось на несколько столетий.
Только в 50-х годах нашего века историки вернулись к легендарному острову. Во время строительных работ на острове были обнаружены остатки полусгнившего деревянного строения. Польские археологи определили, что бревнам не менее тысячи лет. Раскопки показали, что жители Венеты были искусными мореходами. Даже мостовые они мостили старыми досками от кораблей.
Хозяевами этого города были славяне. Археологи обнаружили во время раскопок глиняные черепки с характерным славянским орнаментом. Древние постройки также имели типично славянские черты.
Легенды о богатстве города не были выдумкой. Археологи нашли множество украшений из золота и серебра, но главным образом из янтаря. Жители Венеты были не только его добытчиками, но и искусными мастерами, изготовлявшими из янтаря красивые ожерелья и подвески.----------------------------------------------------Остров Буян, по мнению большинства исследователей — это древний остров Руян или современный Рюген, на котором в старину находился священный город западных славян Аркона вместе с центральным святилищем.
Аркона являлся известным славянским культовым центром. Центральным местом святилища был храм, посвященный богу Святовиту. Вот что пишет о нем Саксон Грамматик: «город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». В городище находился источник, особо почитаемый во время языческих праздничных ритуалов, а неподалеку располагался могильник в виде кургана, а также по всему острову были щедро рассыпаны камни для жертвоприношений.
В ходе раскопок на месте святилища были обнаружены остатки культовых предметов – в частности, оружия и жертвенных животных.
Археологические находки датируются временем, начиная с эпохи каменного века.
Остров был позднее заселен германским племенем ругиев. Еще позже на нем появляется славянское племя руян, от которого и произошло, видимо, название острова.
Руяне или руяны в основном занимались земледелием и рыболовством. А еще совершали грабительские набеги на соседние земли и воевали с ними. В ходе этих войн, Аркона была, в конце концов, разрушена, а святилище четырехликого бога Святовита полностью уничтожено.
Световит или Белбог являлся у славян богом плодородия и белого света, дарующего жизнь. Световит отождествлялся с Родом и поэтому считался «богом богов». Саксон Грамматик писал: «Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. От сокровища Световидова содержаны были триста всадников с стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцов была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими на сражении, принадлежала Световиду.
Кстати, славянское население острова Рюген называлось Русью, а сам остров, по некоторым данным, назывался не иначе, как Рус. Возможно, именно отсюда, из легендарного Рюгена-Руса-Буяна и пришли первые русичи в наши края вместе с Рюриком. Не потому ли остров Буян является излюбленным образом у восточных славян в народных преданиях и сказках? Итак: Буя́н — сказочный остров в русском фольклоре. Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень — у того все желания исполняются.
В заговоре от тоски (по потерянной душе?) задается колебательное движение от центра к периферии и от периферии к центру, перечисляется целый ряд важных мест психической "географии" (комплексы?), и завершается путь снова в центре. Есть посредники-помощники на этом пути (индивидуации).
Птица Стратим (Самость?) топит корабли гостиные со товарами драгоценными (эго-комплексы с их социальными достижениями?) во тьме океана-моря (бессознательного), но есть петухи, что "соединяют" тьму со светом (трансцендентная функция?). Всем птицам мати - Самость как источник всех психических функций? Множественное число (корабли, петухи...) указывает на коллективный уровень бсс и на универсальность/архетипичность описанных процессов?
Так где же этот таинственный остров?
Марфа, интересная наводка. Но все таки мне кажется немного не то.
Потому как. Вот для сравнения.
-
Аркона (Arkona) город балтийских славян 10—12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10—13 м. Аркона была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части — жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию.
-
Ретра (нем. Rethra, слав. Радигощь-Радгощь) религиозный центр и укрепление 10—11 вв. прибалтийского западно-славянского племени редариев (ратарей, ретрян), входившего в союз племён лютичей (См.
-
«Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли
-
Данные описания напоминают описания греческих храмов. Например храм Аполлона. И есть предания в которых сказано, что Аполлон периодически летал на Север. (Сейчас искать лень эту информацию(
-
Что касается Буяна. В описании этого острова очень много символов. Не похоже это на простое культовое место.
-
-
"...Владея историографической ситуацией, А.Я. Гуревич описал мировоззрение норманнского общества, выделил его особенности и составил его «картину мира». Но также делает подробный анализ научной литературы и на ее основе доказывает отличие сказки от мифологии, точнее эпоса, викингов. Ученый приходит к выводу, что скандинаво-германский эпос ― центральное звено коллективного сознания в эпоху начинавшегося высвобождения человека из первобытной сакральности, когда миф сохранял еще жизненную эффектность, но уже приобретало свои права земное и человеческое..."
Что касается Буяна. В описании этого острова очень много символов. Не похоже это на простое культовое место.
-----------------------------------------------------------По аналогии вспомнился Садко,там тоже есть эпизод,когда оказавшись на дне Ильмень-озера во власти морского царя он женится на девке-чернавке,а на утро оказывается на берегу реки Чернавы.На дне этого озера есть синь-горюч камень.который исцеляет разные недуги и упоминается в заговорах,а ведь все это реальные географические места,просто несущие и символическую нагрузку...
Форма камня свидетельствует о том, что он подвергся значительной обработке ледником. Это и понятно, ведь камень переместился километров на 600 от места своего коренного залегания.
Синий камень, несомненно, относится к ледниковым валунам, хотя отличается от классических образцов относительно плоскими и верхом и основанием.Проведённые замеры позволили подсчитать объем и массу камня. Объем около 4 кубометров. При средней плотности сходных пород, равной 2,9—3,0 грамма на сантиметр в кубе, масса камня составляет примерно 12 тонн.
Обычно цвет камня серовато-сизый, а свой синий цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо и кажется сам начинает излучать свет. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый.
Почему Переславский камень называется Синим, хотя он на деле скорей черно-серый с синеватым оттенком? Фокус в том, что «синий камень» – это понятие (как и «ярилина плешь»), относящееся к целому классу сакральных предметов.
Синь-горюч-камень встречается в бесчисленных заговорах (в частности – и присушках на любовь), в которых синева отнюдь не окрас, но указание на принадлежность к миру нави. Синяк – это мертвец, синец – черт. Синее море (оно же – черное) путь в преисподнюю.
Это только по нынешним представлениям синий цвет – темно-лазоревый. А для наших предков синий цвет – это иссиня-черный. Именно таков цвет Синь-камня, лежащего на берегу огромного синего озера, на переходе между мирами – миром мертвых и миром живых, Инь и Ян, нави и яви. Навь – это темные воды Плещеева (Клещина) озера, явь – холмы над ним, в первую очередь – Ярилина плешь.
остров может быть схож с подземным или надземным миром...(другой мир)...
Поэтому я и вспомнила про Бардо
а ведь все это реальные географические места,просто несущие и символическую нагрузку...
Возможно такая символическая нагрузка связана с особенностью восприятия.
Цитата из той же работы, на которую я приводила ссылку чуть выше.
-
"...1. Особенности мифологического мышления
Без разрешения вопросов, связанных с мифологическим мышлением, разобраться в характере языческих представлений достаточно трудно.
Впервые сделал попытку охарактеризовать специфические особенности первобытного мышления Л. Леви-Брюль. Исходным пунктом его научных исследований стало учение о коллективных представлениях, под которыми он понимал те идеи, которые внедряются в сознание человека через общественную среду — воспитание, общественное мнение, обычаи. Развивая эти идеи, французский ученый заинтересовался вопросом об особых законах, управляющих коллективными представлениями. Он разработал собственную теорию дологического мышления первобытных народов, которую изложил в книге «Первобытное мышление» (61, с. 177-223)..."
Юнг тоже делал упор на такую особенность мышления. В теме Джека кажется была сделана попытка разобраться с этим вопросом. Но пока что вопрос-ответ подвис
==
Конечно Самость. Будет время,- попробую собрать все заговоры с Буяном.
Чтобы получить более полную картину.
Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень — у того все желания исполняются
Прям как Комната Стругацких. ))
ожно развить вторую тему,тем более у меня как-то в голове не уложилось первобытное мышление=мифологическое=символическое=иррациональное?или нет.
Можно, но только с примерами. Из разных источников. По другому думаю будет не очень интересно... Вы правильно обозначили тему как мне кажется "мышление".
Интересно,что заговор именно- "От непонятной кручины."
Интересно,что заговор именно- "От непонятной кручины."
У меня всплыло - Меланхолия.
В настоящее время вместо понятия «меланхолия» в медицинских целях используется термин «депрессия». В обиходе «меланхолией» называют просто грустное, унылое настроение.
Марфа, Юнг говорил о том, что примитивное мышление не отличало реальность и вымысел, для примитивного человека это было одно и то же. Все божества и духи были для него реальны. Был лишь намек на границу между малюсенькой точкой сознания и бессознательным.
Это не меланхолия, это- Нигредо, экзистенциальный п...ц.
Заговор от Нигредо?
А почему поляна полая?
==
Тык - не в Нигреде же.
Но если посмотрите мои сны про остров с башней или про дом на острове-
то некоторое сходство с Буяном есть. И даже журналистов там 80-т.
" Восемь старцев."
А почему поляна полая?
=====
А что еще за "неведомая кручина", от которой лечат камнем Алатырем и
дубом четырехсторонним?
Бессознательное видимо этот заговор знает и использует его в
сновидениях.
А что еще за "неведомая кручина", от которой лечат камнем Алатырем и дубом четырехсторонним?
Ну так вики пишет что Алатырь-та самая Самость кажется.
-
В стихе о
-
Дуб четырехсторонний - видимо потому что Световид
-
Световид - вездесущий Дух. Энергия Рода, пронизывающая все сущее. За легендами Род, родившийся однажды из яйца, выдохнул из себя Дух, который, отдаляясь от него, сотворил Всемирье.
-
-
Если не путаю, то в буддизме это называется надями. Центральный канал и две нади по бокам. Лунная и Солнечная.
На Буяне-острове сосредоточивались все творческие силы природы, как в вечно полном и неисчерпаемом источнике. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат. Вместе ли с землею создан был этот таинственный остров, и светлые божества перешли на него с неба, или он существовал искони, до создания земли? Думаем, что, прежде всего, жилищем светлых богов почиталось небо, которое наивному представлению язычника казалось всесветным синим морем. На это указывает оставшееся доселе предание, что ласточки улетают зимою на небо. Важно, что предание это составляет вариант других выше приведенных поверий, по которым все птицы на зиму улетают в благословенное царство вечного лета. Но особенно важно следующее место одного заговора: На море на окияне, на острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем. Над тучею туча взойдет, молния осияет, дождь пойдет -. Вместе с усвоением себе понятий о правильном и постоянном обороте светил, народная фантазия отнесла их жилище на восток. Подобно тому божествам нечистым человек назначил жилище на западе, там, где заходит солнце. Но так как человек, по самой сущности своей духовной природы, не только чрез рефлексию ума переносит себя в неизвестное будущее, но и назад, в неизвестное прошедшее, то славянин, составивши верования о жилищах божеств светлых и темных, отодвинул бытие этих священных стран в глубокую даль прошедшего. Как вечно божество изначала, так изначала же существует его жилище. Буян-остров и страна нечистой силы (на западе), вместе с тем как заняли место в религиозных народных верованиях, получили все права давности.
Творческие силы природы, хранившиеся на Буяне, в преданиях народных выражены в образе матерей всего живого и сущего на земле: здесь встречаем и зверя, отца всех зверей, и птицу, мать всех птиц, и змию, мать всем змиям. В названии этих творческих сил плодородия матерями, старшими, большими, старцами и старицами видно также и влияние родственных патриархальных понятий, лежавших в основе быта, на религиозные верования, состоявшие в полном обожании природы и ее жизненных сил.
Как мифическое олицетворение творческих сил плодородия в природе, старцы названы в одном заговоре ни скованными, ни связанными, т.е. всегда животворными и способными к развитию. Это тем более знаменательно, что о молодцах, попавших на Буян, заговоры представляют совершенно иные данные.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).