Гравюры. Аталанта. "Секреты природы."

Прошу не выкладывать гравюры не составляющие серию,а также картинки не являющиеся подлинными работами алхимиков.
 Гравюра 1 Борей.

 Гравюра2 Терра

 

Отбеливание 3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

 

 

Автор: Ютта, дата: пн, 04/02/2013 - 13:18

серия из 50 гравюр - совсем не ясна, тем более кто, к чему?

пришлось искать, и (за перевод, сорри) - это знаменитая серия из 50 эмблем, каждая из которых связана с фугой (фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки, в фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю фуг, или музыкальный канон, были включены в работы Михаэля Майера "Atalanta fugiens".

1. Беременный мужчина стоит,  руки и голова в излучающих токах ветра, облаков или дыма. В животе мы видим зарождающегося, т.б. начинающего формироваться ребенка.
(http://www.levity.com/alchemy/s_atalan.html)

Плод, сокрытый во чреве Борея, 
Живым и могучим явит себя. 
Ему подвиги все дано совершить 
Умело, искусно, силами мысли и тела. 
Дай только Бог, чтоб не стал он уродом как Кезо, 
Или Агриппой, а родился под счастливой звездой. 

хех, а вот другой перевод:

Эмбрион сокрытый есть во чреве Борея, 
Но на свет не выйдет он и пребудет, зрея, 
Пока Геракл не свершит все свои деянъя 
Силою тела, души, искусства, познанъя. 
Да не как Цесарь выйдет и не прежде срока, 
Ни по Агриппе, но под звезды добро око.

 Автор: Ютта, дата: пн, 04/02/2013 - 13:52

Аталанта (греч.) — дочь аркадского героя Иаса, знаменитая охотница, участница похода аргонавтов и калидонской охоты. Образ А. возник из слияния двух первоначальных героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, известной быстротой ног. Отец А., недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и его вскормила медведица, а воспитали охотники. На калидонской охоте А. первая ранила вепря и получила от влюбленного в нее Мелеагра почетную награду — голову и шкуру зверя. Всем, кто сватался к ней, А. предлагала состязаться в беге. Пропустив жениха вперед, она в полном вооружении бросалась вслед за ним и, догнав на отмеченном для состязания участке, убивала. Так продолжалось, пока Меланион (вариант: Гиппомен) с помощью Афродиты не победил А. хитростью. Во время бега он бросал на землю золотые яблоки, поднимая которые, А. задержалась и проиграла состязание. А. родила Меланио-ну сына Парфенопея (варианты: отцом Парфенопея был Мелеагр или Арес). Их супружество закончилось тем, что Зевс превратил их во львов, когда они предавались любви в его храме.

 

И эпиграф к гравюрам:

 Из сада Гесперид, прекрасный юноша унес 
 Бесценных три плода, Кипрейский дар. 
 По одному он наземь их бросает 
 Пред быстроногой Девой; лишь его завидя, 
 Она стремится прочь; он - вослед, 
 Быстрее ветра мчит за даром новым. 
 То перейдет на шаг она, то вновь бежит, 
 Пока влюбленный третий плод не потеряет; 
 Тогда лишь Аталанта приз вручит. 
 Имеет Серы добродетель Гиппомен; 
 Она же - ускользающий Меркурий. 
 В погоне женщина побеждена мужчиной. 
 Им, жаждущим любви, обняться суждено 
 В святилище Кибелы, разъярив богиню, 
 Которая во львов их обратит; 
 Красны тела любовников, серца пылают. 
 Чтобы погоню эту описать точнее, 
 Я фуги на три голоса у Музы попросил: 
 Один - простой весьма: то плод, который ищут; 
 Другой летит, а третий - вслед за ним. 
 Эмблемы эти слуху доступны, как и взору, 
 А тайный смысл их разум разгадает. 
 Я предоставил это чувствам вашим так, 
 Чтоб всем сокрытым в них мог разум овладеть; 
 Тогда вы обретете несметные богатства и здоровье: 
 Двуликий лев даст все, что только пожелаешь.

(перевод В.Карпц)

Автор: Ютта, дата: пн, 04/02/2013 - 13:54

Эмблема 50:

Дракону злому уготована глубокая могила.
Тугими кольцами он женщину обвил, 
И наслаждается сим ложем брачным, 
Она же - умирает, с Драконом похоронена в земле. 
Тело его, в запекшейся крови, погибнет также; 
Путь истинный твоей работы в этом

Автор: Ютта, дата: пн, 04/02/2013 - 17:41

напрягает вот что, из текста Юнга "Mysterium Coniunctionis":
"...И все же философы приговорили к смерти женщину, которая убивает своих мужей, ибо тело этой женщины — сплошное смертоносное оружие и яд. Пусть будет выкопана могила для дракона и пусть эта женщина будет похоронена вместе с ним, причем он будет накрепко привязан к ней; и чем больше он сам будет обвиваться вокруг нее, тем больше он будет рассекаться на куски оружием, родившимся в ее теле. И когда он увидит, что он смешался с членами этой женщины, он уверует в свою смерть и весь превратится в кровь. Но когда философы увидят, что он превратился в кровь, они оставят его полежать на солнце в течение нескольких дней, пока из него не уйдет мягкость, а кровь не высохнет, и тогда они обнаружат этот яд. А что появится потом, то есть тайный ветер. Стало быть, coniunctioможет принимать более угрюмые формы, чем те, что изображены в Rosarium ..."

и вот это: 

(http://hermetism.narod.ru/katalog/maier/)

 "Убегающая Аталанта" построена как книга эмблем, сопровождаемых философскими комментариями. Гравюра на титульном листе изображает Аталанту в тот миг, когда она поддаётся искушению и сворачивает с беговой дорожки, тем самым лишая себя надежды на обретение духовной, нравственной и научной истины. Приверженцы "духовной алхимии" должны извлечь из этого урок: им следует быть упорными в достижении намеченных целей и сохранять чистоту помыслов. Майер сумел выразить утончённую религиозно-алхимическую философию посредством эмблем, каждая из которых может быть прочитана не только как изображение, но и как музыкальная запись.


наталкивает на мысль, что последняя серия, как прерванный эксперимент, вот вспомнила из темы Rohi, о том, кто останавливается просто в проживании, вроде так?

Борей - Борей · (B o r e a z), бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Его происхождение указывает на архаический характер божества и не его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым божеством. Место его обиталища - Фракия, где царят холод и мрак. Признаком древнейшего демонизма Борея является его оборотничество - превращение в жеребца, породившего вместе с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жеребят. От браков с эринией и гарпией у Борея тоже лошадиное потомство.

Дом Меркурия - Север,  т.б. как некое движение по вертикали, сродни развитию процесса индивидуации, т.б. человек достигает определенного духовного развития, это как у алхимиков - необходимость углубления  в философию, т.б. особый настрой ума. Как пишет сам Майер: "...Чем в большей степени средства эти воздействуют на разум, а не на чувства, тем больше от них пользы и полнее результат..."
И далее, словно фиксирование, т.б. погружение в облако или дым головой для меня видится, как появление "туманных" снов, смутных идей, неясных образов из бсс, которые подталкивают человека к тем или иным действиям. Состояние, когда человек начинает догадываться о чем-то важном, в воздухе летают подсказки, духи стучатся в дом, пришло время.

Вообщем, вся эта серия как-то отзывается внутри, не пойму пока.

И что удивительно, пока писала вдруг вспомнила свой "бардак" из сна, и стекающие капли краски со стен и с потолка, такой ж бардак знаний, почерпнутый их книг

 

хех, нашла: http://monsalvatworld.narod.ru/frmanifest/dictionary/namee/mayer02.htm

исходя из статьи, подумала, что две первых гравюры и создают этот "золотой фон", ткань на которой два других вплетаются основными звуками.

остается 48 гравюр, в этом что-то есть?

» Ответить Изображение пользователя vervoleg.Автор: Vervoleg, дата: вт, 05/02/2013 - 18:25

"Секреты природы." - так кажется называется эта серия гравюр.

Головин пишет, что северный полюс у алхимиков означает мужское начало.

По их представлениям, на СП находится вулкан, непрерывно извергающий-

лаву, пепел, огонь, минералы и горячий воздух.

 

Борей -это пар и ветер, который постепенно осаждает минералы и воду.

Но еще- он оплодотворитель.

. И Рипли, говорит, что "наш ребенок должен родиться снова в воздухе,  ветер должен принести зачатие."

Автоматический перевод с сайта алхимиков:

 В том же смысле, что могут быть приняты которое мы находим в степень Scala Philosophorum 6-й: «Вы должны знать, что сын Мудрый родился в воздухе", и степень 8: "Airy Spirits возрастания вместе в воздух делают любви один другое; как Гермес сказал: "Ветер нес его в живот», потому что поколение наших Сын выполнен в воздух, и рождаются в воздухе рождается мудро, ибо он восходит от земли на Небо, и снова опускается до Земля приобретения как superiour и inferiour добродетели ".

Я всегда удивлялся когда смотрел популярные фильмы о том, как зародилась жизнь на земле. Там всегда показывают вулканы, испарения и грозы. И говорят-

вот от этого и появилась жизнь.) Кто первый это придумал- неизвестно, но

это представление существует до сих пор.

 

» Ответить Изображение пользователя ютта.Автор: Ютта, дата: вт, 05/02/2013 - 19:59

хоть и не то, зато неповторимо, что-то есть в этом обвалакивающее, втягивающее:

http://www.youtube.com/watch?v=k6oM1iLJH6k

здорово!

» Ответить Изображение пользователя vervoleg.Автор: Vervoleg, дата: вт, 05/02/2013 - 20:14

Вторая гравюра называется Терра. Земля. Внутри круглого живота- зародыш,

эмбрион.

Cлева младенец сосущий молоко у козы, справа два младенца сосут молоко у

волчицы. Ромул и Рем.

Cловно метафора- каким молоком питаешь младенца - таким он и вырастит.

Кормление.

» Ответить Изображение пользователя ютта.Автор: Ютта, дата: вт, 05/02/2013 - 20:16

еще из приведенной мной ссылки - 1 и 2 гравюры, как то, что в тексте Изумрудной скрижали - Ее отец Солнце, ее мать Луна, ветер носил ее в своем чреве, Земля вскормила ее....

» Ответить Изображение пользователя vervoleg.Автор: Vervoleg, дата: вт, 05/02/2013 - 20:29

Молоком козы был вскормлен Юпитер.

Похоже что фуга то, про рождение бога.)

Кормилица Дитя философов - Мать-земля.

Борей- отец.  

Не пойму почему третья гравюра- "отбеливание."

» Ответить Изображение пользователя ютта.Автор: Ютта, дата: вт, 05/02/2013 - 20:35

может это прояснит про рождение бога -  Мейстер Экхарт сказал: "есть люди на земле, они рождают Господа духовно, как родила Его телесно Мать Его".

Хотя мне ближе как несущий семя и оплодотворенная земля, т.б. тут скорей не рождение бога.

На третей гравюре, скорее "очищение", т.б. причащение?

» Ответить Изображение пользователя vervoleg.Автор: Vervoleg, дата: вт, 05/02/2013 - 20:39

Отбеливание - отстирывание, очищение. Cвязывают эту работу с проработкой

проекций. Очищением от посторонних загрязняющих материалов.

» Изменить | Ответить Изображение пользователя ютта.Автор: Ютта, дата: вт, 05/02/2013 - 20:39

2 гравюра

Сосцы волчицы питали Ромула-младенца;
Юпитер был вскормлен козой, как легенда гласит.
Что ж странного в том, что у ДИТЯ всех философов
Кормилица мать-ЗЕМЛЯ? И если простые
Животные таких Героев взрастили,
Каким же ВЕЛИКИМ должен быть тот, кого выкормил ШАР ЗЕМНОЙ?

 3 гравюра

Пусть тот, кто любит тайные доктрины
Ни одного намека не пропустит;
Ты видишь женщину, что стиркой занята 
И добавляет в чан воды горячей?
Ее примеру следуй, а не то познаешь пораженье,
И с тела черного не смоешь грязь.

тор: Флейта, дата: вт, 05/02/2013 - 22:13

Монах Уильям Оккам, которому приписывают "бритву", на самом деле не
заявлял: "не умножай сущности без надобности". Он говорил иначе:
"множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но]
всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, —
это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью
одного основания (кратко формулируют так: «Не следует делать большими
средствами то, что можно сделать меньшими»)."\форум КУРАЕВА\

 

М-да.  Теперь видно, что круглый живот тетки) - это земной шар.

Мать-земля.

Фуги к "Убегающей Аталанте" Майера, без григорианского хорала
http://www.youtube.com/watch?v=TSiyvTuhGC0&list=PL3585DB214A1F0FF5
далее см. по цепочке
Однажды Бах спросил свою подругу: - Скажите мне, вы любите ли фугуСмутясь и покраснев как рак, Подруга отвечала так: - Не ожидала я увидеть в вас нахала! … Мораль: у девушек, почти без исключенья Богатое воображенье.

Николай Эрдман.

"Убегающая Аталанта или Новые Химические Эмблемы, Открывающие Тайны Природы, Пригодные как для созерцания, так и для размышления, в фигурах, гравированных на меди, с прилагающимися описаниями, Эпиграммами и примечаниями, предназначенными для воссоздания в душе и звуке 50 музыкальных фуг на три голоса, два из которых приведены к простой мелодии, на которую исполняются куплеты, и все это в целом можно рассматривать, читать, использовать для медитации, понимать, оценивать, петь и слушать не без приятности: Написанные Михаэлем Майером Графом Имперской Консистории, Доктором Медицины, Рыцарем и т. д.")
Четвертая гравюра - это любовь брата и сестры. Коньюкция.

Братом и сестрой алхимики называли Солнце и Луну.

Флейта за фуги спасибо , григорианский хорал тож - класс.

кстати, можно перевести текст с оригинала самим? 

Ютта 2013-02-06 05:07:07
кстати, можно перевести текст с оригинала самим?
Давайте. Остановились на 3-й и 4-й стадиях.
Эмблема 3. Следуй примеру женщины, стирающей белье. В печи слева – вода, нагревающаяся в большом котле (сосуде). Справа женщина льет воду в большой деревянный котел (сосуд) с кипящей водой. Из крана внизу (котла) часть этого (содержимого котла) отсасывается в маленькое ведро.
Фуга 3. http://www.youtube.com/watch?v=7J_YFzB44ME&list=PL3585DB214A1F0FF5
 
Эмблема 4. Мужчина и женщина обнимаются и целуются. Справа стоит мужчина и предлагает им чашу или кубок.
*
Эпиграмма 4. "Соедини брата с сестрой и вручи им любовный кубок."
Род человеческий не был бы многочислен,
Если б когда-то в жены брат не взял сестру.
Итак, соедини двух родственников этих,
Чтоб занялись любовью, как следует супругам.
Из чаши Филотезии дай им еще испить
Нектара, с чьей помощью любовь приносит плод. * Род земной не смог числом быть ни кои краты, Коли первая сестра не пошла б за брата. Первородных от первой четы одним сделай - Будут женским и мужским сиречь плотью целой. Филотезии нектар даждь им полной чашей - В них любовь надежды плод родит, всего краше. Фуга 4. http://www.youtube.com/watch?v=sLaq1htcY54&list=PL3585DB214A1F0FF5
Филотезия - как по-нашему?

Флейта, что сами-то думаете по первой, второй, третьей гравюре?

как отзываются?

и по нектору из неизвестного цветка - не наю такой, хотя вот фило - любовь, нектар из цветка любви? короче, спаивают наших героев настойкой любовной, приворотной  

А где гравюры-то? Аталанта убегает просто конкретно. Я так не могу.)))
Флейта. ну что ж вы? все на месте, что у вас с компом, или вирусы проникли?
Перезагрузила комп - все нормально. Сорри.)

вот и ладненько

может вернемся ко второй гравюре, понятно, что вскармливающая земля, не понятно - четыре младенца, три фигуры, вот это разделение. Хотя подозреваю, что далее по тексту всплывут, т.б по гравюрам.

Третья - мне не близко отбеливание, не укладывается внутри. Снова повторю - очищение, омовение и причастие. Т.б. стирка с добавлениме горячей воды и раззаженной печи, наталкивает на мысль, что идет как бы некое смешивание, пропитка возращаемого внутрь материала. Цвета - фиолетовый, красный и зеленый - упустили. Вот сам процесс стирки вроде уяснила, почему три цвета всплыло?

Мелочи, конечно, но пройти мимо не могу.

Флейта 2013-02-06 12:19:15
Филотезия - как по-нашему?
"Теза (др.-греч. θέσις «положение») — положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении"-------- Любовь надо доказывать?
 
Vervoleg 2013-02-06 03:07:47
Четвертая гравюра - это любовь брата и сестры. Коньюкция. Братом и сестрой алхимики называли Солнце и Луну.

----
Солнце - золото, Луна - серебро.

и как-то внутри удивительно обрисовалось, связанное с первой гравюрой - смутный импульс начать разбор полетов алхимической символики, со второй - интуитивный выбор гравюр и поиск, с третьей - возрастающее желание, вдохновение - идти дальше, и в тоже время - соприкосновение с тайным, настраивает на определенную волну, как бы понимание, что дается пока с позиции профанной, некое внутреннее понимание, сомнение.

это я так, укладывается у меня так внутри, буквально, конечно, но не могу без привязки к чему-то конктретному - заземлению.

Хотя вот в третей - как раз и идет речь о стирке, снятия "земного", внешнего.

Ютта 2013-02-06 13:29:42
как раз и идет речь о стирке, снятия "земного", внешнего.
подготовительный очищающий ритуал
 
.

ну, если ритуалы сознательны, т.б. осознаваемы, то - да.

цвета можно связать с планетами, с нотами, с психическим состоянием, пошла читать Пифагора.

Roha 2013-02-06 13:17:13
"Теза (др.-греч. θέσις «положение») — положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении"-------- Любовь надо доказывать?
Любовь к тезису, положению, суждению, логосу, знанию?
"тезии" - персидские мистерии, вид средневековой религиозной драмы, "процессии" в индийских праздниках

Вообще, отбеливание\ Альбедо\ изображали белым лебедем.
Отстирывание - это тоже альбедо.
Это часть Малого делания,- отмывание Луны- серебра.
Там есть еще изображение печи - алхимический огонь.

Ютта 2013-02-06 12:45:40
Флейта, что сами-то думаете по первой, второй, третьей гравюре? как отзываются?

----
Я пока "перевариваю".)
Первая словно зарождение и вынашивание идеи, образа, "мыслительного элемента", холод Борея - трезвый холодный разум.
Вторая - вскармливание, Земля-кормилица, природа как источник роста и развития философских идей, фантазий и образов.
Третья. Если первая - север, холод, то здесь - повышение температуры и отмывание грязи словно абстрагирование от конкретных образов к чистой мысли, идее "чистого разума".) 
Ютта 2013-02-06 13:16:06
Цвета - фиолетовый, красный и зеленый - упустили. Вот сам процесс стирки вроде уяснила, почему три цвета всплыло?
еще голубой (платье, вода) и желтый (золотой?)
Vervoleg 2013-02-06 16:07:29
Это часть Малого делания,- отмывание Луны- серебра.
Сорри за тупой вопрос: а где на гравюре аплегория Луны (серебра)? В образе женщины-прачки или в самом процессе, делании?
 
где на гравюре указание на Луну (серебро)? В образе женщины-прачки?
==
В образе отбеливания.

 

"Для того, чтобы начать работу с субстанцией без отличительных характеристик, алхимики сплавляли вместе четыре базовых металла- свинец, медь, олово и железо.

Полученная смесь была веществом с черным цветом поверхности. Эта первая стадия именовалась нигредо. По другой версии, приписываемой Марии Профетессе, первым шагом был медно-свинцовый сплав с серой. На второй ступени черный сплав  нагревался сначала с  небольшим количеством серебра, затем ртути (с включениями мышьяка и сурьмы) или олова. Этим достигалось получение белого цвета, или альбедо. Третья стадия называлась желтением или цинтринатисом. На этом этапе в сплав добавлялись золото и серная вода.
На заре алхимии четвертая и последняя ступени продуцировали фиолетовый цвет, который иногда имел поразительную  радужность.

Затем в результате смешивания ртути и серы 64 была получена  киноварь( сульфид ртути), которая заменила  фиолетовую  окраску завершающей  стадии в цветовой последовательности .
Поскольку киноварь была кроваво красной, этот этап был назван рубедо. И хотя процесс был значительно сложнее, чем описываемые тут четыре стадии, именно цветовая последовательность -нигредо, альбедо, рубедо - черный, белый, желтый, красный - играла важную роль в алхимическом символизме, начиная с греков и арабов. И эта тема проходит красной нитью через весь трактат Splendor Solis. Фон Франц 65 перенесла символизм нигредо и альбедо на психологический процесс прорабатывания комплекса. Нигредо представляет собой дисбаланс, обычно проецируемый вовне на какого-то человека или группу людей.  После "долгого процесса внутреннего развития и реализации"  эта проекция отзывается,  и "... наступает некое перемирие - человек успокаивается и приобретает возможность смотреть на вещи объективно... и это уже относится к альбедо "66  Стадия рубедо является новой жизнью , которая появляется спонтанно после освобождения либидо от комплекса" Джозеф Хендриксон." Трансформация психе" cайт Касталия.