Про аниму
Cкажу лишь, что идея о зачинающем мужском начале и порождающем от него-
женском - принадлежит Платону, а им видимо взята от жрецов Египта.
Это есть в лекции Головина "Матриархат."
В этой первоидее \ архетипе\ трудно что либо модернизировать.
Можно только принять ее или отказаться.
Сорелла, можно я Вам задам еще ряд вопросов, чтобы понять, какой смысл Вы и постюнгианцы вкладываете в различные понятия вокруг этой объемной темы? Интересны их оттенки значений.
Мне вот тоже кажется, что говорить о сизигии Анимы-Анимы в одном человеке, с точки зрения того смысла, который в них вкладывал Юнг, не совсем корректно.
Собственно, я уже обозначила своим первым вопросом те тонкости и нюансы, где, как мне кажется, может возникнуть взаимное непонимание. Я пока еще не готова внятно изложить свою (частную) точку зрения, ну, как минимум, потому, что не совсем ясно себе представляю Ваши коннотации означенных слов.
Естественно, дело совершенно не в том, чтобы остервенело защищать позицию Юнга в этом вопросе. Хочется понять, постюнгианцы развивают и корректируют его концепты или отталкиваются от не совсем верного понимания оных. (Смешная фраза получилась: как будто есть некий верховный судья, который определит нам, что заложено в этих понятиях объективно.)
Юнг: «До тех пор, пока понятие исчерпывается своим названием, вариации в его понимании почти не ощутимы и не имеют практического значения. Однако, как только оно требует точного определения или тщательного объяснения, то появляются самые невероятные трактовки, и не только в чисто интеллектуальном понимании термина, но особенно в его эмоциональной окраске и способе применения. Как правило, эти различия являются неосознаваемыми и таковыми остаются».("К вопросу о подсознании")
Вопросы, если не возражаете, такие:
- Как бы Вы описали символ Инь-Ян, используя обсуждаемую терминологию (феминное-маскулинное, женское начало – мужское начало)?
Второй вопрос о поле и гендере.
Если я Вас правильно поняла, в понятие «гендер» Вы вкладываете социально определяемые роли мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
- Влияет ли биологический пол на психическую организацию человека, является ли он некой психологической доминантой вне зависимости от установок общества (при всей поливалентности его проявлений)? Если да – то в чем? Если нет – то почему?
Третий вопрос такой:
- До того, как может произойти сизигия Анимы-Анимуса, из какой системы координат лично Вы определяете понятия «женственности», «женского» - «мужского», «мужественности»?
As usually, извиняюсь, если докучаю своими вопросами.Отвечать или нет, естественно, воля Ваша.
Как бы Вы описали символ Инь-Ян, используя обсуждаемую терминологию (феминное-маскулинное, женское начало – мужское начало)?Ольга, а можно переформулировать вопрос? Я тут не поняла, что Вы хотите.
Ольга Н. 2013-02-18 05:58:14
в понятие «гендер» Вы вкладываете социально определяемые роли мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.Не совсем так. Действительно, есть понятие "социального" гендера, но есть и - психологического. Соответственно, мой интерес, как психолога, направлен на субъективное представление личности о себе как о "человеке, имеющем пол" (важно: не "определенного" пола, так как есть весьма причудливые варианты. Например, описанные в книге А.Белкина "Третий пол".)
Ольга Н. 2013-02-18 05:58:14
Влияет ли биологический пол на психическую организацию человека, является ли он некой психологической доминантой вне зависимости от установок общества (при всей поливалентности его проявлений)?Влияет, конечно, это значимый фактор. Доминанта? Как мне кажется, это невозможно ни доказать, ни опровергнуть, так как не бывает ситуаций "вне зависимости от установок общества". Даже Маугли был в "обществе".
Психологической? Скорее нет, потому что он "биологический". Отчасти физиологией, например, через гормональный фон и тип нервной системы, определяется эмоциональное состояние, но что это будет означать для личности, как проявится в поведении и т.п. - индивидуально. Психологически скорее влияет рефлексия пола, то есть специфическое отражение в психике половых различий и особенностей, то бишь уже "гендер".
Ольга Н. 2013-02-18 05:58:14
До того, как может произойти сизигия Анимы-Анимуса, из какой системы координат лично Вы определяете понятия «женственности», «женского» - «мужского», «мужественности»?"Произойти" где? В сознании? В бессознательном она присутствует всегда. Тоже прошу уточнить вопрос.
- Влияет ли биологический пол на психическую организацию человека, является ли он некой психологической доминантой вне зависимости от установок общества (при всей поливалентности его проявлений)? Если да – то в чем? Если нет – то почему?
Ольга, всё не так просто и одним абзацем не ответишь. Могу подкинуть Вам книжку по этому вопросу: Игорь Кон "Введение в сексологию" (гл.2 и не только)
Сорелла, спасибо за ответы. Вопросы, которые я, видимо, сформулировала некорректно, попытаюсь перефразировать.
Вы назвали феминность-маскулинность «качествами архетипичекских образов», которые «лишь в сизигии "анима-анимус" являются ключевыми».
Это мне понятно, если принять Вашу точку зрения.
Мне хотелось бы понять, из какой системы координат Вы определяете различие между феминным-маскулинным, из какого источника, из какой посылки? И второе, - каковы эти качества, как их можно обозначить сущностно и дескриптивно?
Простыми словами, что есть «феминное» и «маскулинное» для Вас?
Поэтому спросила о Вашей амплификации вокруг символа Инь-Ян, подумала, может, тогда из контекста мне станет понятнее, что Вы вкладываете в эти понятия. (В культуре в широком смысле какими только коннотациями они ни нагружаются.)
Пожалуйста, не думайте, что мудрствую лукаво, мне самой хочется разобраться в этом - с Вашей помощью.
============
Аспирина, спасибо за ссылку, 2-ю главу уже прочла, дочитываю всю книгу.
Ей богу, не думаю, что все это так просто, поэтому и пристаю с вопросами. Буду благодарна, если Вы тоже ответите на мой вопрос в этом посте.
различие между феминным-маскулинным, Конечно, можно приводить длинные ряды характеристик, которые более или менее очевидно соотносятся то ли с культурными стереотипами, то ли с бессознательными архетипами... но я не стану этого делать, потому что книжки читать все умеют.
Скажу, что субъективно в моей практике самое важное для меня различие - психодинамическая стилистика.
Фемининный стиль могу описать как "преодолевающий через динамическое согласование", осваивающий пространство интенсивным образом, "исподволь всепроникающий", относительно медленный, ориентированный на уникальность, на восприятие.
Маскулинный стиль могу описать как "преодолевающий через структурное преобразование", более экспансивный и относительно быстрый, "явно и фокусированно внедряющийся", ориентированный на "повторяющееся подобие", на время/историю.
Соответственно, оба стиля могут быть и в мужчине, и в женщине. Пропорции зависят от многих факторов - как внутренних (например, характер), так и внешних (текущие жизненные обстоятельства).
Вот где коверкался архетипА можно развернуть эту мысль? - как можно "коверкать" архетип?
Вопрос в УНИЖЕНИИ женского, с позиции (будем просто говорить) мужского самячего превосходства. Вот где коверкался архетип, он прошел историческую несправедливость.
Наконец-то хоть один мужчина на этом форуме это осознал!
а можно это переформулировать как «революционный» стиль и «эволюционный»?Нельзя. Фемининный стиль может быть и таким, и таким. И маскулинный - не только революционный.
но есть гормональные факторы, есть анатомия, есть множество простых и понятных различий между мужчиной и женщиной. Они настолько очевидны, на сколько мы сразу отличаем мужчину от женщины. Вопрос не в этом. Вопрос в УНИЖЕНИИ женского, с позиции (будем просто говорить) мужского самячего превосходства. Вот где коверкался архетип, он прошел историческую несправедливость. И более того, мы потеряли любовь.
Воооот! Как бы мы не понимали себя, как бы не анализировали, но вот гормоны иногда *крышу сносят*, у меня лично так.
А за "несправедливость "спасибо, а то *кричат* на просторах инета и СМИ "феминизм, феминизм", нет его, так игра + 40 % квоты в некоторых странах.
Нельзя. Фемининный стиль может быть и таким, и таким. И маскулинный - не только революционный.
Пожалуйста можно подробнее ...
********************************************************************
Очень яркая формулировка. Да.
Господин Vladimir, "все что мы можем сделать" - но мы много чего можем сделать.
Или немного.
Что вы имеете ввиду?
********************************************************************
Я не думаю, что архетипу свойственно качество, качество это оценочная позиция. Архетип количественн
********************************************************************
Извините, Vladimir, я не специалист, и страшно стесняюсь....
У меня вопрос - вы имеете ввиду филосовское понятие Гегеля о качестве\ количестве или
это какие то иные представления о них. Если - нет , то наверное не существует ничего,- что имело бы только количество или качество, в качестве характеристики.
И еще хотелось бы уточнить, приравниваете ли вы "оценочную позицию",- с "оценочной
функцией."?
Что дает вам основания полагать, что "архетип количественен." Не могли бы вы дать ссылки на источники?
********************************************************************
Качество идет от нашего чувства, ощущения – вот две функции, которые нам не дают понимания архетипа, как «чистого разума».
*********************************************************************
Если архетипу свойственна - качество, "оценочная позиция" - то имеете ли вы ввиду оценочную функцию- чувство? Две функции- рациональная и иррациональная, да, по Юнгу
дают возможность познания. Но вот вопрос- вы говорите о этих функциях как- ведущей и
вспомогательной или - второй вспомогательной и подчиненной?
*********************************************************************
Вот где коверкался архетип
*********************************************************************
Скажите пожалуйста, что вы подразумеваете под термином "коверкался."
Заранее благодарю за ответы.
Вот где коверкался архетип, он прошел историческую несправедливость.Почему "коверкался"? Природа не может "уродовать", а история не может испытывать чувство "несправедливости" - это развитие бсс, которое для нас непостижимо. И только пройдя через какой-то этап в развитии этого непостижимого, люди смогут осознать то, что произошло. Таких процессов много.
Буду благодарна, если Вы тоже ответите на мой вопрос в этом посте.Ольга, Вы имеете в виду вопрос "из какой системы координат Вы определяете различие между феминным-маскулинным, из какого источника, из какой посылки? И второе, - каковы эти качества, как их можно обозначить сущностно и дескриптивно?"
Я приводила близкую мне систему координат вот здесь
Сорелла: «Конечно, можно приводить длинные ряды характеристик, которые более или менее очевидно соотносятся то ли с культурными стереотипами, то ли с бессознательными архетипами... но я не стану этого делать, потому что книжки читать все умеют».
Спасибо, Сорелла, я ждала этих слов.
Вы обозначили, что с определением феминного-маскулинного далеко не все так просто. Понимаю, почему Вы не стали «приводить длинные ряды характеристик».
Чтобы это было понятно и другим участникам разговора, я вот попыталась поискать в самых разных словарях (психологических, социологических, философских и пр.) определение этих понятий.
Надо сказать, изрядно повеселилась.
Судите сами…
В абсолютном большинстве словарей (даже не указываю их источник):
ФЕМИНИННОСТЬ (феминность) - комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам. К ним относятся мягкость, готовности помочь, уступчивость и пр.
Дальше – не менее забавно:
Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге
Фемининность совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.
Маскулинность набор личностных и поведенческих черт, соответствуюішгх стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. п.
Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии, 2007 г.
ФЕМИНИННОСТЬ совокупность отличительных телесных, психических и поведенческих признаков, присущих женскому полу. См. также Женственность.
МАСКУЛИННОСТЬ Буквально – состояние организма, обнаруживающего внешний вид, черты и модели поведения, характерные для мужского пола данного биологического вида. Как видно из определения, это понятие не обязательно включает род; оно не должно использоваться как синоним принадлежности к мужкому роду. См. феминность.
МАСКУЛИННОСТИ-ФЕМИНИННОСТИ, ШКАЛА Шкала, разработанная для измерения степени маскулинности и феминности у человека. Обратите внимание, что эта шкала не связана с полом; то есть пол человека не является препятствием для того, чтобы он набрал максимальное значение на любом полюсе. Этот тип шкал всегда должен рассматриваться как очень культурно-ограниченный, так как то, что характеризует маскулинность и феминность, резко различается в различных культурах.
Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
ФЕМИННЫЙ, ФЕМИННОСТЬ
Термин, имеющий отношение к паттернам поведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими вторичными половыми признаками женщины. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ склонна считать, что феминность имеет существенную связь с ПАССИВНОСТЬЮ и МАЗОХИЗМОМ и что женская психология центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Тогда как мужчины, говоря психоаналитическим жаргоном, "усваивают маскулинную роль", женщины "принимают феминную роль" неохотно и только после "отказа от ПЕНИСА". Как отметил Джонс, этот взгляд на феминность является примером "ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОГО" уклона Фрейда, и он подвергался критике со стороны многих, хотя и не всех, женщин-аналитиков. По поводу некоторых трудностей, связанных с пониманием того, какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, а какие - феминными, см. МАСКУЛИННЫЙ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ; КАСТРАЦИЯ.
МАСКУЛИННЫЙ, МАСКУЛИННОСТЬ
Термины относятся к паттернам поведения, установкам и пр., рассматриваемым в качестве психологических вторичных половых признаков (см. ПОЛ) мужчины. КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ свойственно предполагать наличие неотъемлемой внутренней связи маскулинности с активностью, агрессивностью (см. АГРЕССИЯ), САДИЗМОМ и соперничеством, а также, что все эти свойства имеют отношение к сексу: так, например, агрессивность и соперничество скорее связаны с ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ, нежели с таким несексуальным инстинктом, как ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
============
Вспомнилось, как в студенческие годы профессор, специалист по словарям, иронизировал:
- Открываем статью «курица». Читаем – «самка петуха»
Открываем «петух». Читаем – «самец курицы».
Сорелла: «…субъективно в моей практике самое важное для меня различие - психодинамическая стилистика.
Точкой отсчета, как мне кажется, в поисках архетипических качеств феминного-маскулинного для начала может быть древняя мифология (практически любая), где интуитивно схваченное мужское и женское начало вращалось вокруг идеи их противоположности и одновременно взаимопроникновения.
С точки зрения сознания, противопоставление мужского и женского — одна из бинарных оппозиций. Сознание сначала фиксирует качественное различие членов оппозиции в форме неких ПРОТОтипов, а потом устанавливает количественные градации, где объекты различаются по степени выраженности этих качеств.
При этом интересно, что у разных народов «мужское» и «женское» различается и по содержанию, и по значимости.
Тут уж не остается ничего иного, как именно «субъективно» нагружать вроде бы всем известные, но такие ускользающие понятия.
Неслучайно физик Мигдал о гуманитарных науках шутил, что бывают науки естественные, а бывают – противоестественные.
Юнг об этой сложности психологии писал в своих «ПТ»: «…именно в области психологии, как нигде, встречается величайшее разнообразие в определении понятий, которое нередко является поводом для самых упорных недоразумений. Психологические понятия страдают - как это слишком хорошо известно каждому исследователю в этой области - столь большой неопределенностью и многозначностью, что взаимное понимание становится почти невозможным».
Мне очень понравились Ваши определения, Сорелла. Не поняла только в феминном – «ориентированный на уникальность». И не вызвало согласия - «ориентированный на восприятие». (Но это не мое дело.) Спасибо за диалог.
Не могли бы Вы назвать работы, где юнгианцы дают свои субъективные определения обсуждаемым понятиям. И если можно, ссылку на Гигериха.
Аспирина, спасибо, что напомнили, я обратила внимание на этот текст еще тогда, когда Вы его выставили. Надеюсь, Вы не обидитесь, но он показался мне не более, чем симпатичным. Мне показалось, что многие определения в нем в равной степени могут отнестись как к маскулинному, так и к феминному. Кроме того, там есть некоторое противоречие. Сначала автор пишет о том, что феминное-маскулинное относится в равной степени мужчинам и женщинам ( с этим я согласна), а давая описание качеств этих «энергий», автор описывает феминное - у женщин, а маскулинное – у мужчин.
Но текст я прочла очень внимательно, он для меня – как раз иллюстрация того, как сложно схватить в определениях эти вещи.
Я вот даже выписала себе авторские характеристики. Возможно, они будут интересны юнглендовцам.
ПРАДЖНЯ, УПАЙА, ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ (ссылка Аспирины)
-энергетическим тепло и интенсивность
-тонкая энергия, охватывающая и очень умная, подобие проницательности или чувствительности
-горячая, связана с эмотивностью
-чувствительность верна больше динамике нежели содержанию
-обладают особой способностью опознавать и проникать в проблемы не привязываясь к результату
-Тепло и интенсивность энергии женщин могут привести в действие эмоциональные детонанты, способные вызвать мощный хаос
-Чувствительность женской интуиции способна видеть несправедливость, эмоциональные тонкости, межличностную динамику и скрытые смыслы.
-могут привести в равновесие неустойчивость
-эмотивность генерировать сострадание и внимание по отношению к другим.
-…когда интенсивной чувствительности дают полную волю, феминный ум может стать корыстным, тогда феминная мудрость становится дикой и даже опасной.
-чувствительность может стать нестабильной и провокационной.
-Хорошей метафорой феминной мудрости может служить острота ножа, проникающего, но и слишком чувствительного, неустойчивого и даже опасного, если им пользоваться неосторожно.
-когда искусные средства (женщины) выражаются в мужском аспекте, присутствует сила, надежность и выдержка.
ПРАДЖНЯ, УПАЙА, ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ (ссылка Аспирины)
- стабильность и укорененность
-маскулинная энергия очевидна и имеет тенденцию к материальному миру манифестации и действию. Она более заземленная, спящая.
- когда маскулинная энергия неуравновешена, она похожа на «упрямое и брюзжащее присутствие».
-В своей позитивной манифестации маскулинное толерантно, терпеливо и снисходительно.
-Фундаментальные маскулинные свойства – невозмутимость и прямота.
- Маскулинная энергия известна своей верностью, честью и способностью объединяться в группы и достигать общие цели.
-… маскулинная энергия может стать слишком снисходительной, и даже ленивой, и имеет тенденцию к неуклюжести и забывчивости.
- маскулинная энергия может стать слишком снисходительной, и даже ленивой, и имеет тенденцию к неуклюжести и забывчивости.
-маскулинная энергия может притупиться или зарасти привычной рутиной без стимула феминной мудрости - маскулинная энергия может стать упрямой, холодной и бесчувственной, натолкнувшись на дикую и корыстную феминную.
- под угрозой способна быть грубой и авторитарной.
Маскулинной энергии необходима связь с остротой, потому как она не является ни точной, ни проницательной.
Не поняла только в феминном – «ориентированный на уникальность».Если Вам нравится язык мифологии, то про уникальность - это Персефона. Не мать, отчасти дочь, отчасти жена, царица, явно фемининная, хотя и в маскулинности ей не откажешь, милосердная (смягчающая ужас Гадеса), отвергнутая, обладающая волшебной красотой (бессмертием? чуток, "баночку" дала Психее) не похожая ни на какой другой персонаж мифологии - одним словом, душа в ее архетипической ипостаси. Психея, соответственно, - в человеческой. Через этот образ (Персефоны/лат.Прозерпины) мы можем прочувствовать "неповторимость", "уникальность", "только я/ты/он/она и никто другой", "сейчас или никогда", "второго шанса не будет", "не войти в ту же реку дважды", "один раз живем"... И это противоположность нарциссической реальности, где двойники, удвоения, близнецы, дурная бесконечность повторения одних и тех же паттернов/комплексов, "зеркальные галереи барокко" - иллюзия бесконечных возможностей...
Персефона дает возможность через осознание смертности усилить ценность жизни "здесь и сейчас", какая она есть. Она управляет (вместе с Деметрой) мистерией, то есть в принципе непостижимым таинством трансформаций "смерть-возрождение". Это, может быть, квинтэссенция фемининности.
Ольга Н. 2013-02-20 09:10:03
не вызвало согласия - «ориентированный на восприятие».Понимаю. У меня тоже. :) Долго искала подходящее слово, на тот момент - не нашла. Это не то восприятие, которое через зрение-слух-осязание..., это то, что в латинских корнях accept, akzeptieren. Акцептировать в русском - лишь банковский термин.
Надо было букву н добавить? "Воспринятие". Принятие того опыта, что есть, чтобы "вместить", "удержать" (холдинг Винникотта), "выжидать" и /или чтобы "переварить", "превратить", "трансформировать", "выносить", "вырастить".
Это фемининное.
Ссылки позже, ладно? Может, в выходные.
Понравилось Варена Каст «Анима/анимус»
Краткий, но толковый обзор
Я чего-то уже запуталась. Если я не права, поправьте.
Мне показалось, что следует различать описание чисто теоретическое (анима/анимус как архетипы), и практическое.
Т.е., когда мы говорим о том, как анима/анимус проецируются, и в чём это проявляется на практике, мы переходим на язык гендерных стереотипов. И понятия маскулинности/фемининности/андрогинности здесь играют важную роль.
Архетип «действует» неумолимо. Но конкретные проявления (отношения и стереотипы) варьируются по ходу жизни, истории, в зависимости от культурного контекста.Сначала автор пишет о том, что феминное-маскулинное относится в равной степени мужчинам и женщинам ( с этим я согласна), а давая описание качеств этих «энергий», автор описывает феминное - у женщин, а маскулинное – у мужчин.
Я тоже обратила на это внимание. Но естественно, если природой задана некая физиологическая разница и воспитание и культура только и делает что акцентирует эту разницу вероятнее всего что некие характеристики будут чаще встречаться у женщин, а другие - у мужчин. Но это же вовсе не значит, что конкретная женщина или конкретный мужчина соответствует этой статистике.
Но естественно, если природой задана некая физиологическая разница и воспитание и культура только и делает что акцентирует эту разницу вероятнее всего что некие характеристики будут чаще встречаться у женщин, а другие - у мужчин.
млин, не дали дописать...
Вот написала и задумалась: осторожно с пониманием что есть разница заданная природой! Интересные данные вычитала в учебнике в прошлом году, когда учила психобиологию. Оказывается, где-то 9000 лет назад начался процесс уменьшения размера нашего мозга как у женщин, так и у мужчин, но у женщин в больше степени, поскольку они и в большей степени уменьшились в своих размерах тела. Эта тенденция в изменениях размеров мозга (и тела) совпадает с двумя крупными культурными событиями такими как развитие агрикультуры и скотоводства в эпоху неолита.
Почему женщины в большей степени уменьшились в размерах тела - догадайтесь сами ;)
Ближе к земле. Это просто. Женщины приземляют нас...
Ну раз так просто, тогда о чем разговор.
А мужчины что не пахали?
Перевод Бакусева: «Анимус есть своего рода осадок суммы опыта, полученного предками женщины по поводу мужчины,— и не только это: он еще и зачинающее творческое существо, правда не в форме мужского творчества, но как нечто порождающее что-то такое, что можно назвать logoz spermaticoz, зародышевое слово. Как мужчина дает своему творению как целому созданию родиться на свет из своего внутреннего женского начала, так и внутреннее мужское начало в женщине производит творческие зародыши, которые в состоянии оплодотворить женское начало мужчины».
GW7 par.336
"Der Animus ist eine Art Niederschlag aller Erfahrungen der weiblichen Ahnen am Mann - und nicht nur das: er ist auch ein zeugendes schöpferisches Wesen, allerdings nicht in der Form des männlichen Schaffens, sondern bringt etwas hervor, das man logos spermatikos, ein zeugendes Wort, nennen könnte. Wie der Mann sein Werk als ein ganzes Geschöpf aus seinem inneren Weiblichen hervorgehen lässt, so bringt das innere Männliche der Frau schöpferische Keime hervor, welche das Weibliche des Mannes zu befruchten vermögen."
У Юнга weiblich (свойственный женщине, женский, женственный) - männlich (свойственный мужчине, мужской, мужественный, зрелый, возмужалый)
Мой перевод - наскоро с английского, так как было сразу не найти бакусевского с немецкого.
Видите ли Вы лично разницу между столь близкими «феминное-маскулинное» и «женское-мужское начало»?
Есть ли разница между "женским" и "женственным"? Для меня есть, поэтому предпочитаю "из двух зол меньшее" и пользуюсь словом "фемининное" как субъективно более близким к "женственному".
Это подчеркивает, что речь идет не о поле, а о гендере.
И видите ли Вы разницу между названными понятиями и Анимой-Анимусом или это одно и то же в Вашем и юнгианском восприятии?
Да, разница есть. Фемининность/маскулинность могут быть качествами разных архетипических образов/архетипов. И лишь в сизигии "анима-анимус" они являются ключевыми, сущностными.