Джеймс Хиллман

Прочитал переведенное Проционом (Процион - спасибо :) ) интервью с Хиллманом "Тараканы в голове" - вроде бы и простенькое, незатейливое интервью, но обнаружил, что читать Хиллмана мне интереснее, чем Юнга. Жаль "Код души" не переведен. Но мне нравится критика Хиллманом гомоцентрического взгляда, пересекающаяся с направлением постмодернистиской мысли. Ряд других его мылей, высказанных в интервью также мне близки...
а можно ссылочку в студию? Мерси!!!
Нашла!!! Почему то сразу не заметила....
Если говорить о смерти от нападения животных, то самое большое количество народу в мире гибнет не от змей, крокодилов и акул, а от пчел.... На втором месте собаки.... Понравилось про морализацию общества за последние 2000 лет
Хочу еще перевести одно интервью о "Коде души". Эта книга находится в другой плоскости по отношению к "Тараканам в голове". Она вышла в 1996 году и, как я уже говорил, стала очень популярной. Все интервью, которые я нашел в интернете, относятся примерно к тому же времени. Три из них о "Коде души" и одно про жуков. :) Есть еще одно - 1995 года, о суровых американских реалиях, в которой Хиллман выражает свою социально-политическую позицию, и критикует американское общество... судя по всему за 10 лет ничего не изменилось...
Процыон,спасибо!
Я даже записала себе одно предложение...-улыбноло:
"Но когда в июне у меня на кухне заводятся черные мухи,я убиваю их,поскольку они втргаются слишком далеко."
А вот мухи,думаю,так не считают..)))
А я очень пауков люблю. Особенно наблюдать, как охотятся. А жуков нет, они противные. Интересно, о чем это говорит?
"А я очень пауков люблю. Особенно наблюдать, как охотятся. А жуков нет, они противные. Интересно, о чем это говорит?" Пауки, видимо, более интеллектуальны, как и всякий хищник....
Все время забываю сказать: если в интервью что-то не понятно - спрашивайте, я попробую уточнить перевод.
Я прочитала интервью, и не вполне согласна с переводом названия . Тараканы в голове это все-таки a bee in one's bonnet. Да и по смыслу не то. Здесь, мне кажется определенная игра слов. Going bugs - дословно можно перевести как "процветающие насекомые", и в то же время, есть выражение "go bugs" - сойти с ума.
"есть выражение "go bugs" - сойти с ума." Я именно эту игру слов и хотел отобразить - чтобы звучало что-то о насекомых, и смысл был "схождения с ума"... тем более что дальше в интервью "going bugs" звучит в основном в смысле "сходить с ума".... Не знаю, может у Вас есть лучший вариант?
Ирина, о пауках. Есть древняя символика (Элиаде) связывающая паука с создателем мира. Паук ткет паутину из самого себя, так и демиург, как бы из самого себя и создает мир. А т.к.каждый человек ограничен и связан строго определенными условиями жизни и мира, то он как-бы и связан этой самой паутиной, паутиной мира.
Кстати, О. Ранк в "Травме рождения" связывает страх перед насекомыми с инфантильной тревожностью. Ведь хотя Хиллман и пишет, что дети любят играть с насекомыми, но точно также множество детей их боятся.
Не знаю, может у Вас есть лучший вариант? Сумасшествие...
"Сумасшествие..." :) Не подходит - скучно и не про жуков.
Вспомнил, как я "копался в насекомых" когда писал о превращениях Гвидона в комара, муху и шмеля :) Серега, а ты молодчина, хорошее начинание....
Спасибо на добром слове... :)
Процион, ты Хиллмана не бросил переводить? :) ;) Или Новый Год коррективы вносит?
"Процион, ты Хиллмана не бросил переводить? Улыбка Подмигивает Или Новый Год коррективы вносит?" И Новый Год тоже :) Вообще, нелегкое это дело - переводить, да еще с языка, который только по школьной программе знаешь, да еще и Хиллмана :)... Самому уже не терпится выложить это интервью, зацепил меня Хиллман за живое :) жаль что "Код Души" не перевели. Вообщем еще немного осталось.
Фууу, ну слава богу :) А то я смотрю на посещаемость сайта и невольно начинаю думать, что... ну в общем не важно ;) ОК, Процион, ждемс :) Ты - молодец!
Хиллман: "(цитирует Фрейда):1917 год: "Мы употребляем термин "нарциссизм" применительно к маленьким детям. В избыточном нарциссизме первобытного человека мы видим источник его веры во всемогущество своих мыслей и способности последующих действий влиять на ход событий во внешнем мире с помощью магических ритуалов". Не свойственна ли анализу эта примитивная фантазия о своей неограниченной способности влиять на ход событий во внешнем мире с помощью магических ритуалов? О всесилии субъективной рефлексии говорят многие классики юнгианства, такие как Хардинг, Бернхард, Мейер, фон Франц и Бауман. Как отмечает сам Юнг, каждый из нас служит тем довеском на весах, который определяет исход мировой истории (Юнг, 1996, с. 265). Ритуалы самововлеченности изгоняют проекции из мира, так что мир сам, как пологают, трансформируется благодаря психоанализу... ...Литературная традиция различает по меньшей мере четыре основные особенности романтического жанра. Мы уже упоминали одну из них: "идеализацию предмета любви". Действительно, анализ идеализирует пациента как "интересный случай", как "трудного пациента", "хорошего пациента", "личность с пограничным состоянием". Обратите внимание, например, на все литературные выдумки, благодаря которым пациенты превратились в такие вечные литературные персонажи, как Дора, Эллен Вест, Бабетта, мисс Миллер, Вольфман, маленький Ганс и другие герои, включая самих Фрейда и Юнга в романах "Белый отель" и "Дом из стекла". Подумайте о романтизме в наших теоретических построениях - Любовь и Смерть, Эмпатия, Трансформация, Рост, Дитя, Великая Мать, Зеркало, Желание и Наслаждение. В пациенте происходят такие идеализированные события, как hieros gamos (священный брак, объединение архетипических фигур в возрожденных мистериях древности, а также в алхимии), поиски самопознания и погружение в целостность, синхронии, неподвластные каузальным законам, трансцендентальные функции, интеграция тени, реализация Самости, от которой зависит будущее цивилизации. Мы регистрируем нашу идеализацию предмета любви, то есть анализ в виде записанных на магнитофонной ленте и снятых на пленку аналитических консультаций, уделяя пристальное и дорогостоящее внимание тривиальным разговорам и жестам. Анализ влюблен в свой идеализированный образ." Джеймс - молодец, что я могу еще сказать. :) И совсем неудивительно, что это направление размышлений не пользуется особой популярностью в сфере глубинной психологии. Зато оно не составляет особых проблем для некоторых постмодернистски ориентиованных авторов... :) _____ Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Самуэлс (в книге "Юнг и постюнгианцы") отмечал, что Хиллман отверг юнговскую концепцию противоположностей как одног из базовых принципов функционирования психики. Согласно Самуэлсу многие современные постюнгианцы также уже давно не используют эту концепцию. Было бы любопытно почитать более развернутые размышления постюнгианских авторов на этот счет. Или узнать, в каких работах развивается данная тема. Я-то согласен с этим подходом. Концепция противоположностей, на мой взгля, слишком уж схематична и искусственно "притянута за уши" (Юнгом) к сложной и часто парадоксальной психической реальности... ______ Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Но полярности очень хорошо работают в процессуальной психотерапии Минделла.
Да, Хиллман отверг противоположности, но нагромоздил "полиполжности" Что поделать, поет он осанну политеизму и язычеству :)
"Самуэлс (в книге "Юнг и постюнгианцы") отмечал, что Хиллман отверг юнговскую концепцию противоположностей как одног из базовых принципов функционирования психики." Хиллман вообще отверг все что мог: и Самость, и индивидуацию, и архетип :) Что кажется противоположностей, то мне кажется, это дело вкуса, как и почти все в психологии, хотя кое-кто и пытается претендовать на объективность. Пара противоположностей образует замкнутое, целостное пространство, что очень в духе Юнга. У Хиллмана же акцент смещен в сторону anima mundi - безграничное пространство, целостность которого нельзя ухватить и потому представимое как политеистическое пространство. В этом пространстве пары противоположностей не имеют никакой "особенности". Это соответственно преимущественно интроверсивная и преимущественно экстраверсивная установки. Вектор внутрь - на притяжение, и вектор наружу - на расширение. Еще о архетипической психологии можно сказать что её целью является исцеление не столько личности сколько культуры. Хиллман как-то сказал, что хочет исцелить не конкретного человека, а целую нацию (американскую, очевидно). Соответственно и подход другой, который очень хорошо очерчивает тень глубинной психологии. Архетипическая психология, мне кажется, не могла не возникнуть, потому что тексты Юнга и Фрейда стали достоянием культуры сделав её такой какой она есть, но при этом писались не для этого, а в качестве современной мифологии терапии личности, естественным образом упустив те аспекты, на которые сосредоточил свое внимание Хиллман.
Хиллмановская психология - полный конъюнктивец ;)
Кстати, в одной критической статье архетипическую психологию "обвиняют" в том, что это психология puer aeternius, о котором вобщем-то и Хиллман часто говорит, но в позитивном ключе...
"Хиллман вообще отверг все что мог: и Самость, и индивидуацию, и архетип" :) Хиллман, возможно, практикует дзенское "непривязанное мышление" ;) А чтобы быть до конца последовательным, :) надо отвергнуть и психологию, особенно нашу глубинную психологию, которая родилась благодаря разделению (в нашем мышлении, восприятии) психологии человека. ;) " Что кажется противоположностей, то мне кажется, это дело вкуса, как и почти все в психологии, хотя кое-кто и пытается претендовать на объективность." Согласен. Если концепция противоположностей помогает в решении каких-то вопросов - это одно дело, но объективность... НЕ так уж важно установить, пришел ли Хиллман самостоятельно к такой вот "ревизионистской" позиции, или он в какой-то мере находится в русле течения постмодернистской мысли,, проблемы противоположностей в философии - одна из любимых тем некоторых авторов. Эти рассуждения очень сложно обосновываются... В частности поднимается вопрос о возможности фиксации самотождественности вещи, понятия, явления, т.е. что же противопоставляется друг другу? Но не буду в это углубляться, скажу лучше о целях этих мероприятий. Предпринимается попытка сформировать такой взгляд на мир, где акценты смещаются от жестких и фиксированных противопоставлений противоположных полюсов, носящих в себе часто конфликтный и непримиримый характер к, так сказать, игре различий, отличий, к многообразию. От противопоставления к различанию, к разнесению отличий. У Гегеля же даже различие имеет смысл противопоставления, противоречия. Эта философская база используется в США и на Западе в самых разных областях. оНа применяется в исследованиях, касаемых социальных различий, гендерных и этнических проблем, различий в сексуальной оринтациии... ____ Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Вот-вот. Все подчиняется пресловутой политкорректности. Даже психологические и философские взгляды формируются "по госзаказу", не говоря уже о научных исследованиях. Это может плачевно закончиться
Ирина, а что Вы имеете ввиду? Я не понимаю. _____ Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
"Эта философская база используется в США и на Западе в самых разных областях. оНа применяется в исследованиях, касаемых социальных различий, гендерных и этнических проблем, различий в сексуальной оринтациии... " Вот это