черная яма

|
"смерть - предмет слишком значительный, особенно для стареющего человека, когда она перестает быть, скажем так, отдаленной возможностью, когда человек оказывается стоящим прямо перед ней и вынужден дать ответ. Но для этого ему нужен некий миф о смерти, потому что «здравый смысл» не подсказывает ничего, кроме ожидающей его черной ямы. Миф же способен предложить иные образы, - благотворные и полные смысла картины жизни в стране мертвых. Если человек в них верит хотя бы немного, он так же прав или неправ, как тот, кто не верит в них. Отвергнувший миф, уходит в ничто, а тот, кто следует архетипу, идет по дороге жизни и полон жизни даже в момент смерти. Оба, естественно, остаются в неведении, но один живет наперекор своему инстинкту, другой - в согласии с ним. Разница существенная, и преимущество последнего более чем очевидно". К.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» это я тут цитату цитирую из соседней темы. интересует в каких мифах встречается черная яма. может там черные колодцы кому-нибудь попадались, падения в никуда, длительные или кратковременно-болезненные?
Уважаемый Человечище "черная яма" встречается во многих мифах и сказочных сюжетах (например, в мифе о Эдипе). Непонятно, что означает "кратковременно-болезненные"... В яму падают не зная будет ли это падение кратковременным и (или) болезненным. Падение - это провал в неизвестное, это архетипично.
может быть я неправильно выразился. просто, я рассуждал так: любой провал должен чем-то закончиться. у меня был опыт удара после длительного падения, я и подумал, может где-то, в каких-то мифах акцент ставится именно на болезненый удар. вот еще интересно узнать, есть "падение в сон" (такое кратковременное, после которого человек обычно вздрагивает), психотерапевты говорят - это от перенапряжения, а А.П. как трактует?
"Акцент ставится" на провал, "удар" - дело соматическое, физис в чистом виде, мифология на это не обращает внимание "вот еще интересно узнать, есть "падение в сон" (такое кратковременное, после которого человек обычно вздрагивает), психотерапевты говорят - это от перенапряжения, а А.П. как трактует?" Ч-ще, как-то сложно отвечать на ваши вопросы, такое впечатление, что вы хотите что-то отрыть для себя "по- быстренькому" не прилагая для этого особых усилий со своей стороны...
это же курилка а не международная конференция, праль-но? :)
Дык... иногда, и международная конференция становится одной большой курилкой... "любой провал должен чем-то закончиться. у меня был опыт удара после длительного падения, я и подумал, может где-то, в каких-то мифах акцент ставится именно на болезненный удар". Непонятно, что вы подразумеваете под "ударом после длительного падения" В мифологи "удар" частое явление. Герои испытывают удары судьбы, которые напоминают им, что они не боги, а всего лишь люди.
это физическое ощущение удара канешн. я путаюсь в терминологии может. могу по ошибке смешать в одну кучу разные по природе вещи (понятно что природа прописана кем-то, поэтому сильно не переживаю - просто профан и все тут, я от психологии и терапии далек). у меня есть личная история связанная с необычными состояниями сознания. и началачь она с этой.. как ее, с черной ямы :) вот и интересуюсь между делом, может в мифах что-нить есть. или миф с личным переживанием(опытом) не стоит связывать? я вот путаюсь.
Для начала успокойтесь :) Конечно есть - сошествие а Ад, в мир Гадеса (Аида). Всякий человек проходит этот этап в жизни в той или ной степени вовлеченности, и нельзя назвать это безумием, хотя грань весьма тонка...
да все нормуль :) это было давно. я адыкватный чел.
Несомневаюсь :) С чувством самоиронии у вас, видимо, все в порядке....
Человечище, а как насчет "Алисы в стране чудес"? Что за опыт Вы пытаетесь для себя прояснить?
опыт достаточно прост лет 5-6 назад мои ожидания не оправдались и, будучи в подавленном состоянии я захотел во что бы то ни стало увидеть все как есть. а хотел я, надо сказать очень сильно. Знаете, такая решительность чумовая была, перегретая текстами Ницше :) ну и эта, че-т как-то не спалось однажды ночью.. и хотелось при этом (узнать хотелось). и понял я, что я уже и не я, и что ни рук ни ног ни тела - просто ничего не осталось. по-началу так хорошо, спокойно и раз - понимание приходит. тут началось падение. довольно продолжительное и с ускорением. ускорение очень отчетливо ощущалось. ясно что при отсутствии тела никакого падения и быть не должно, но вот так получилось, я не виноват. закончилось все сильным ударом и онемением уже ощутимого тела. было очень жудко. субъективно, секунд 30-60 я старался хотя бы промычать. когда промычать удалось, стало еще жутчее.
Спасибо, человечище, за интересную тему. Но вопрос у меня к Владмиру. Очень это интересное состояние ощущение чёрной ямы. В разговорах со своими достаточно продвинутыми знакомыми, в минуты озарений я слышала от них об их «чёрной дыре». Кого-то она засасывает, кто-то её боится. Кто-то напротив ступает в эту дыру. Причём эти разговоры не были спровоцированы внешней ситуацией. Возможно, в пик ощущения глобального одиночества и появляется присутствие этой чёрной дыры? Я для себя определила это как наличие некой пустоты, вакуума, отсутствие смысла. Я чувствую эту дыру в определённые моменты жизни именно как пустоту. Это нечто архитипическое? Это архитипический страх смерти? А вообще у меня есть одна любопытная статья о чёрной дыре. Мне было бы интересно узнать ваше мнение. Можно мне её разместить на форуме? Статья написана не мной, но я думаю, автор не будет возражать.
"Можно мне её разместить на форуме?" Можете разместить её в качестве записи в дневнике.
"...и понял я, что я уже и не я, и что ни рук ни ног ни тела - просто ничего не осталось. по-началу так хорошо, спокойно и раз - понимание приходит. тут началось падение. довольно продолжительное и с ускорением. ускорение очень отчетливо ощущалось. ясно что при отсутствии тела никакого падения и быть не должно, но вот так получилось, я не виноват. закончилось все сильным ударом и онемением уже ощутимого тела. было очень жудко. субъективно, секунд 30-60 я старался хотя бы промычать. когда промычать удалось, стало еще жутчее." Вы знакомы с такой штукой как осознанное засыпание? Когда человек осознает свое засыпание его очень часто охватывают приступы панического страха, поскольку он осознает буквальное отключение своего тела - парализацию... Возможно у вас было что-то похожее, или что-то около того, типа внетелесного опыта с возвращением в тело(что бы это ни значило) переживаемого как удар. В любом случаи, мне кажется, что юнгианский подход для прояснения конкретно этой ситуации врядли будет полезен.
Исходя из биполярности сознательного восприятия, можно определить это состояние восприятия как ощущение им одного полюса «бытие – небытие». Такое состояние, на мой взгляд, может быть «полезным» (если уместно это слово) для сознания, т.к. привносит в привычный и знакомый ему мир ощущение трансценденции, а значит и полноты Самости.
да, я знаком с такой штукой :) дальше было больше. действительно это интерпритировать лучше всего так. далее часто ощущал как "вода наливается в уши" при засыпании, т.е. слух отключается. а падение превратилось в некий "бултых с выныриванием". Славо богу тогда я почти никому об этом не говорил, а то бы в дурдом слили. Те, наиболее близкие люди, которым досталось, стали смотреть на меня уж слишком настороженно и я опомнился, перестал делиться впечатлеиями. очень верно подмечено "что бы это ни значило". При желании можно и из тела выйти, да только это ничего не значит... как бы "из тела выйти" - это только слова, которые не описывают происходящего. сейчас я этим не занимаюсь.. думаю потому что никакой системы не было. но началось все с падения.
да, но вот по-моему я с этим переборщил. остались последствия, может и незанчительные, но жить мешают.
Пройдут, поверьте мне на слово :) И, кстати, будите об этом от части жалеть....
Выше, пост предназначался, как ответ Freya, кстати, не та ли это Freya с сайта "Врата сновидений", которой я восхищался, читая интерпретации сновидений?
Уважаемый procyon,Я бы разместила статью в дневнике. Но мне не понравилось как они у вас на сайте устроены. Пользователь пишет нечто и это никто не комментирует. Я понимаю, что в истинном виде дневник не поразумевает комментарий, но дневник и не подразумевает своё размещение в публичных местах. Что за радость мне размещать статью в дневнике, если я не узнаю Вашу, вот лично именно Вашу рекцию,procyon.
Размещайте,Freya, откомментируем...
"Уважаемый procyon,Я бы разместила статью в дневнике. Но мне не понравилось как они у вас на сайте устроены. Пользователь пишет нечто и это никто не комментирует. Я понимаю, что в истинном виде дневник не поразумевает комментарий, но дневник и не подразумевает своё размещение в публичных местах. Что за радость мне размещать статью в дневнике, если я не узнаю Вашу, вот лично именно Вашу рекцию,procyon." Комментировать ведь никого не заставишь :) хоть это будет запись в дневнике, хоте тема, хоть статья. А у нас это обычная практика - выводить в дневниках интересные статьи. Так что, если хотите узнать чье-то мнение, запись в дневнике вполне подходящая для этого форма представления статьи. Если понравиться может и в Библиотеку переложим. ;)
Кстати, Серега, постараюсь выложить в этом месяце Л.Зоя "наркомания", интересная работа. О других обещаниях не забываю :)
Договорились.
Человечище, да Вам повезло, и еще как! Нет в этом опыте ничего, что говорило бы о "сдвиге по фазе". Скорее наоборот. А насчет ощущения жуткости... Ну, оно просто есть и все. Говорят, что при внетелесном опыте так часто бывает. С работами С. Грофа Вы случайно не знакомы? Возможно, Вам будет это интересно.
Человечище (исключительно к вам обращаюсь), если вас не тошнит от психоанализа и вы можете воспринять слова "грудь" и "мать" метафорически, возможно, вам будет интересно прочитать статью на моем сайте в разделе статьи для специалистов www.psydev.ru вот короткая цитатка: "Каждый знает, что невозможно противиться желанию спать и об этом можно думать, как о «желании» сна вобрать в себя сновидца. «Строгая аналитическая логика заставляет нас видеть в желании спать желание быть съеденным». ( Д.Бертман)" Это черная дыра или яма может высветиться с интересного ракурса. ----------------- ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
да, конечно знаком с работами Грофа.. и доводилось общаться с людьми, которые холотропным дыханием занимались. Вообще со многими текстами старался познакомиться. но я не практиковал, осознано, не стимулировал никакими препаратами, только эмоционально накачивался. вот какая-то нездоровая чувствительность и осталась, которая на физиологический уровень перешла (какая-то неконтролируемая тревожность по пустякам, волнение, сердцебиение и т.д.) Раньше я был просто толстокожий. Самое стремное, что психотерапевт, которого я начал посещать похоже такой же толстокожий оказался и начал на мне павловские методы отрабатывать :) через 4 месяца абсолютно безрезультатных антидепрессантов и еженедельных посещений я понял, что такое лечение ни к чему не приведет. так и живу. не знаю что делать. Lachesis, я зайду.
Я бы для начала сменил "свой ник" и поместил "свое лицо"...
а што, есть возможность вылечиться по фотографии и подходящему нику? :)
Есть, это древняя эзотерическая традиция: "Занимаясь изучением "Большого комментария на Калачакра-тантру" в монастыре Карша (Заскар), Липман наткнулся на неизвестное ранее приложение к комментарию, озаглавленное "Путевые заметки между двумя (пунктами)" (тиб. Lam yig dbar ma). Как выяснилось, этот небольшой по объему трактат является своеобразным руководством по лингвистической прагматике, "в котором события и явления внешнего мира рассматриваются в их зависимости от определенных языковых фактов, от определенных способов использования языка". Липман пишет: "Неизвестный автор Заметок рассказывает легенду, которую мне раньше слышать не доводилось. В этой легенде говорится о том, что некогда, во времена правления царя Ньяти-цзанпо, в Тибете жили тантрики, практикующие особый магический язык, структуры которого полностью совпадали со структурой наличной действительности таким образом, что речь фактически являлась актом творения вещей и событий". Как становится понятным из дальнейшего изложения, речь идет не о каком-то естественном языке, а об особых "порождающих семиотических структурах (rtsa ba'i ngag) ", которые, "используя определенный естественный язык как своеобразный "носитель", устанавливают отношения прямой зависимости между языком и вниманием, обращенным к внешним предметам. В результате, слово и вещь, данная в восприятии, как бы начинают звучать в унисон, взаимно трансформируя друг друга в новые слова и события. Теперь этот магический язык утерян и, главным образом, потому, что не осталось больше естественных языков, способных органично растворить в себе эти порождающие структуры". Опираясь на трактат, Липман пишет, что сами эти "порождающие семиотические структуры" по сути своей являются лишь формой, которая с необходимостью нуждается в существовании естественного языка, и что не во всяком естественном языке "эти формы могут развернуться во всей своей полноте". "В тантрийских школах друг-па, гелуг-па и ньингма-па существует традиция передачи этих порождающих структур из поколения в поколение, от учителя - ученику, - пишет Липман. - Считается, что рано или поздно "семя найдет благодатную почву" и слова, произнесенные на древнем магическом языке, неузнаваемо изменят всю действительность. Сами порождающие структуры передаются, во-первых, посредством мантр, и, во-вторых, существует якобы некая книга, список, в котором "перечислены имена прошлого, настоящего и будущего". В трактате говорится, что сама эта книга написана на языке страны Удияны, но в будущем будет жить племя людей, которые поймут все написанное там так, как если бы она была написана на их родном языке". © Владимир Коробов Из книги «Неизвестные и малоизученные культы». Дальневосточные экспедиции князя Э.Э.Ухтомского и тантрийские мистерии ni-kha-yung-sle'i man-su-ro-bha.(Из истории семиотических культов)