Негативный аспект Анимы

«Не понимаю термин "неокрепшая анима". ------------------------------------------------------------------------ Юнг: «Душа, с которой должен иметь дело врач, не заботится об ограниченности знания, а реагирует на воздействия из всех областей человеческого опыта. Когда мы говорим об Аниме, речь идет не об абстрактном, а об опытном понятии, которому неизбежно присущ облик, в котором оно и появляется в человеческом проживании». Хиллман: «Существует большой разброс мнений по поводу термина "Анима". Мы испытываем определенные затруднения, оперируя этими словами, поскольку они не являются понятиями в строгом смысле этого слова; скорее, это символы, и они воскрешают в нашей памяти смыслы в обход любых точных значений, которые даются с помощью определений. Анима со своими фальсификациями вмешивается тогда, когда у сознательной личности недостает мужества. Анима демонстрирует в первую очередь то, в чем мужское сознание слабо и уязвимо, Переживания, связанные с Анимой, можно рассматривать в качестве своеобразного пути посвящения. Юнг говорит о различных стадиях ее развития. Путь к мудрости в полном объеме проходит через разработку конкретной Анимы. Необходимо иметь в виду, что в начале этого процесса Анима и есть само психическое, все еще находящееся во власти симптомов, все еще неустойчивое и неузнанное». ---------------------------------------------------------------------------------------- Юнг: Анима – «неосознанная и скрытая» «негативная» «отрицательный аспект Анимы» « наше всеобщее недоразумение» «вместилище притязаний» «полна ловушек и капканов» «демоническая сила» «змея в раю простодушного человека» «дурочка, попадающая впросак» «одержимость Анимой» «демоническая сила» «В навязчивом состоянии фигура Анимы теряют свой шарм и свою ценность; она сохраняет их, только когда обращена не к миру, а вовнутрь, когда является мостом к бессознательному. Обращенная к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна, бесконтрольна, беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна». Хиллман: Анима - «недостаточно дифференцированная» «недооцененная или неправильно понимаемая» «убеждающая нас в нашей никчемности» «терзающая человека» «больная и одинокая» «бедная и нежеланная фигура» «слишком молода» «непробужденная» «менее управляемая» «погруженная в глубокий сон» «постоянная западня, на глухие стены которой мы наталкиваемся» «Анима как паралич воли», «исподтишка берущая власть» «несет печать личной идиосинкразии» «пленница, изолированная» «может оставаться ребенком, стоящим на пороге половой зрелости» «умственно неполноценная» «физически недоразвитая». (Все хиллмановские определения из «Мифа анализа», «Внутреннего поиска», «Чувствующей функции».) Нойман: Анима – «фигура негативного фемининного» «ведьма» «опасная» «комплекс Анимы» «страх Анимы» «незавершенное развитие Анимы» (Из «Страха феминного») ------------------------------------------------------------------------------------------ Юнг говорит даже об «утрате Анимы». Как можно утратить то, что есть архетип? Но в другой своей работе, говоря о «разных формах перевоплощения», Юнг рассуждает о состоянии, которое он называет «сужением личности», или – «потерей души». «Душа ушла, подобно собаке, которая по ночам убегает о т своего хозяина погулять.» ----------------------------------------------------------------------------------------- Хиллман: «Анима со своими фальсификациями вмешивается тогда, когда у сознательной личности недостает мужества. Анима демонстрирует в первую очередь то, в чем мужское сознание слабо и уязвимо». Нойман: «Задача взрослого мужчины – войти в отношения с этим полностью развитым фемининным «Ты», которое полностью отлично от него. Такая истинная встреча между двумя индивидуальностями приносит плоды только через соединение и сопоставление собственной маскулинности со странной инаковостью другого человека или с неизвестной стороной своей Самости, репрезентированной в фемининном. Мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией. Осознание Анимы и «освобождение» ее – необходимый шаг к целостности индивидуума. Нарушения, вызванные страхом фемининного у мужчины, характеризуются страхом Анимы (комплекс Анимы). Преувеличенный страх фемининного как страх женщины и мира делает мужчину неспособным конкурировать или проявлять свою маскулинность. Мы говорим здесь о НЕЗАВЕРШЕННОМ РАЗВИТИИ АНИМЫ". -------------------------------------------------------------------------------------- На мой взгляд, Анима имеет характер аристотелевской энтелехии. Она есть форма, активное начало, которое превращает возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению. Это действительность в потенции. Она будет «изменяться в результате восприятия и всегда в духе индивидуального сознания». «Неокрепшая Анима» в моем понимании – непробужденная, неоформившаяся, инфантильная, остающаяся на уровне смутно ощущаемого архетипа коллективного бессознательного. Она не становится «благой вестью», а во всех своих перетекающих парадоксальных импульсах остается уравнением с множеством неизвестных.Не решая это уравнение, мужчина может оказаться без вести пропавшим в ее хитросплетениях. Юнг: «Анима очень мудра, но этот аспект открывается только тому, кто признал ее относительную автономность и кто отваживается спорить с ней». Нойман: «Стабильность Эго является одной из целей инициации: мужчина должен доказать мужество и твердость против сил, которые угрожают разрушить единство личности».
«Сумлеваюсь, однако, что на аниму действуют заклинания". ----------------------------------------------------------- Это «заклинание» не Анимы, а против Анимуса, которое, как Вы справедливо заметили, не действует. Это хилый и немощный протест как попытка продемонстрировать свое мужское начало. Этот праздник мнимостей и видимостей – не более чем трюк, пантомима состязания при недостатке чувства превосходства. Таких Васисуалиев Лоханкиных с подобной аранжировкой мужского протеста немало встречается среди мужчин. Мужское Эго срастается с Анимой, и она порождает интоксикацию. (Одна из форм проявления юнговской «ожержимости Анимой».) Это приводит Анимус в состояние взбесившегося кабана, готовящегося к смотру художественной самодеятельности. Неужто, Владимир, не встречали подобные союзы?
Оля, а с кем вы ведете диалог? Кто свои сомнения прячет? Впечатление, что вы сама с собой беседуете.
Архетип Анимы привлекал Юнга очень сильно. Ее образ постоянно присутствовал в его собственных снах и видениях, так что представления об одержимости мужской психики Анимой, о многочисленных и сложных проблемах, порождаемых ею, имеют, безусловно, глубоко личностную природу. Он сам описывает это так:
"Меня крайне занимало то, что какая-то женщина существует внутри меня и вмешивается в мои мысли. В самом деле, думал я, может она и есть "душа" в примитивном смысле слова, и я спросил себя, почему душу стали называть "anima", почему ее представляют как нечто женственное. Впоследствии я понял, что эта "женщина во мне" — некий типический, или архетипический образ в бессознательном всякого мужчины, я назвал его "Анима"...
Сперва я обратил внимание на негативные аспекты Анимы. Я испытывал страх перед нею, будто от присутствия чего-то невидимого. Затем я попытался посмотреть на себя со стороны и подумал, что все мои записи и наблюдения над собой — не что иное, как письма, адресованные ей, т.е. той части Я, чей взгляд на вещи отличается от моего — сознательного — взгляда и самому мне представляется необычным и неожиданным... Каждый вечер, записывая свои фантазии, я думал: если я не запишу, моя Анима не сможет удержать их" (57, с. 187-188).
Негативная Анима в мифологии, сновидениях и фантазиях представлена образами коварных колдуний, ведьм, злых фей. Часто они имеют отношение к воде (символу бессознательного) — таковы русалки, ундины, сирены, вилии, Мелюзина, Лорелей, отчасти Цирцея (живет на острове и с помощью колдовства превращает мужчин в свиней). Опасные аспекты Анимы отражаются посредством сексуальных действий (ведьмы на шабаше, суккубы — "мертвецы, вступающие в связь со спящими юношами, высасывая из них жизнь), мучений и убийств. Негативная Анима в сновидениях изображается фигурами ведьм, злобных колдуний, различными чудовищами женского пола. В реальной жизни ее проекция создает роковых, демонических женщин (femme fatale), отношения с которыми могут погубить мужчину. Широко известные образы Кармен, леди Макбет, Настасьи Филлиповны (в "Идиоте" Достоевского) воплощают разрушительную силу Анимы. Снежная Королева из сказки Андерсена иллюстрирует холодную и неумолимую Аниму, превращающую жизнь в ледяную пустыню. Совершенно классическим типом негативной Анимы является Магда, главная героиня "Камеры обскуры" В.Набокова. Этот роман — одна из самых ярких литературных иллюстраций того, как складывается и чем заканчивается жизнь мужчины, попавшего под власть "черной" Анимы.http://jungland.ru/node/2487 АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ
Что интересно,в динамике снов негативная анима-анимус могут стать позитивными,также,как и в сказках ведьму часто уравновешивает фея.как будто негативность-позитивность две стороны одной медали(анимы(анимуса)).
марфа 2013-05-03 23:58:11
как будто негативность-позитивность две стороны одной медали(анимы(анимуса)).
Амбивалентность.
 

Марфа.

Мне кажется, что и вы не различаете позитивную\ негативную Аниму

и позитивный\ негативный аспект Анимы. ( Извините за въедливость к сути)

-------------------------------Олег.а можно своими словами,а не цитатами в чем принципиальная разница?Я так понимаю,что анима одна,но может восприниматься эго,как позитивная или негативная(аспекты).

Присоединяюсь к предложению Марфы.

Я так понимаю,что анима одна,но может восприниматься эго,как позитивная или негативная(аспекты).

====

Наверное нужно рассмотреть это во времени. В первой половине жизни

Анима находится в плену материнского комплекса, не отделена от имаго

матери и Матери архетипической. Оба варианта материнского комплекса-

и негативный, (вызывающий потерю Анимы) и позитивный (приводящий к

идентификации) - Юнг относит к негативному аспекту анимы. Он пишет,

что до 35 лет- потеря Анимы переносится достаточно легко и помогает

упрочить мужскую Эго-персону и избежать поглощения (кастрации Ужасной

Матери).  Положительный же аспект анимы, Юнг целиком относит к тому

периоду, когда Эго-герой уже победил Ужасную Мать и вырвал царевну

Лягушку из рук Змея-горыныча. Он получает аниму- психопомпа.

То есть аспекты анимы рассматриваются всегда в контексте материнского комплекса?
Как и любой архетипический феномен, Анима сочетает в себе позитивные и негативные черты, божественную и демоническую природу. К ней неприложимы расхожие представления о добре и зле. Все, относящееся к Аниме, нуминозно, т.е. безусловно значимо, опасно, табуировано, магично. "Это змей-искуситель в раю тех безобидных людей, что переполнены благими намерениями и помыслами. Им он предоставляет и самые убедительные основания против занятий бессознательным. Причем нередко в этом есть доля истины, хотя бы потому, что жизнь сама по себе не есть благо, она также является и злом. Желая жизни, Анима желает и добра, и зла. В эльфической жизненной сфере такие категории просто отсутствуют. И телесная, и душевная жизнь лишены скромности, обходятся без конвенциональной морали, и от этого становятся только более здоровыми. Анима верит в каллокагатию (прекрасное и доброе — прим. авт.), а это первобытное состояние, возникающее задолго до всех противопоставлений эстетики и морали" (56, с. 117).Юнг.http://jungland.ru/node/2487
Автор: grom1113, дата: вс, 05/05/2013 - 14:53

То есть аспекты анимы рассматриваются всегда в контексте материнского комплекса?

===

Понимаете, об аспектах Анимы Юнг писал в обзорных работах, с целью дать хоть какое то

общее представление от этом явлении.  Мы сталкиваемся в реальности с целым комплексом

в котором констеллируются и имаго матери, и теневые "женственные" качества личности и

Анима. Комплекс рождает образы. Когда Анима высвобождается от Матери и тени, то через

некоторое время теряет черты женщины, и психопомп становится Старцем.

====

Автор: марфа, дата: вс, 05/05/2013 - 14:56

Как и любой архетипический феномен

====

Я значит- своими словами должон, а мне - цитатульки? 

Собственно Анима- имеет стадии развития.

 

Я значит- своими словами должон, а мне - цитатульки? 
----------------------------------------Цитатульки не вам,а по теме(негативная анима).Кроме того вы на вопрос-то не ответили,в чем разница)))
Собственно Анима- имеет стадии развития.------------------про что и речь(становясь из негативной позитивной-как и в сказках-в конце убийство ведьмы),только большой вопрос анима ли имеет стадии развития или эго меняется так,что становится способным взаимодействовать с архетипической энергией,не будучи ей разрушено.
Цитатульки не вам,а по теме(негативная анима).Кроме того вы на вопрос-то не ответили,в чем разница))

====

Да как же- не ответил?!!!!)

Аспекты- отдельно, это Юнг описывал положительное и отрицательное воздействие комплекса.

Негативный\ позитивный материнский комплекс- отдельно.

Теневая анима- так же отдельное свойство комплекса.

А Анима как и любой архетип- амбивалентна сама по себе.


только большой вопрос анима ли имеет стадии развития или эго меняется так,что становится способным взаимодействовать с архетипической энергией,не будучи ей разрушено.

====

Конечно, каждая ступень образа Анимы соответствует степени развития Эго.

Автор: марфа, дата: вс, 05/05/2013 - 12:57

Марфа.

Мне кажется, что и вы не различаете позитивную\ негативную Аниму

и позитивный\ негативный аспект Анимы. ( Извините за въедливость к сути)

-------------------------------Олег.а можно своими словами,а не цитатами в чем принципиальная разница?Я так понимаю,что анима одна,но может восприниматься эго,как позитивная или негативная(аспекты).

_________________

Мария, да нет никакой разницы в "позитивно/негативной аниме" и " позитивном/негативном аспекте анимы"! Путает нас Олег, разыгрывает, meo voto... 

... В переводах, возможно, все дело...  В том переводе "Айон", что есть у меня присутствует слово "аспект". В переводах других работ Юнга это слово опустили... Такое тоже может быть...

______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Путает нас Олег, разыгрывает, meo voto.

====

У-у-у. Коварный змей усатый.))

... Олег!...

_____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Нашла у Фон-Франц  один из сказочных примеров трансформации негативной анимы в позитивную:http://ru-skazki.ru/frantz-interpretation-of-fairy-tales&p127.html Анима бросает вызовЗаколдованная принцесса

Спасибо, Мария. 

... Но, все-равно, не поняла, существует ли в АП отдельное, самостоятельное понятие теневой анимы... -------------------------------------------------А зачем вам АП?Юнг просто сделал реверанс науке того времени,чтобы ввести религиозные понятия под видом научной терминологии.Например,теневая анима переводится на русский язык,как душа блуждает во тьме или погрузилась во тьму,в сумрак.Подобное можно,я думаю применить и к негативной или позитивной аниме.Если самость-это Бог.то негативная анима(ведьма)-это душа,принадлежащая Дьяволу(продать душу дьяволу),позитивная анима-это душа,устремленная к Богу.

Если самость-это Бог.то негативная анима(ведьма)-это душа,принадлежащая Дьяволу(продать душу дьяволу),позитивная анима-это душа,устремленная к Богу.===
А если Самость- и бог и дьявол одновременно?

А если Самость- и бог и дьявол одновременно?
---------------------------------------------------------Попробуйте сами найти ответ на этот вопрос 
Грустные смайлики

А если мы вместо "Анима" скажем "эмоция" (можно было бы еще "чувство", но это сложнее). Тогда...

эмоция бывает положительной и отрицательной (так же как Анима - позитивной и негативной): радость, нежность, умиление, восторг... печаль, гнев, страх...

Негативные аспекты эмоции - нарушение психической стабильности, равновесия, дифференцированности и объективности интеллекта...

Позитивные аспекты эмоции - сигнальная система, призванная обеспечивать самосохранение, базируется на ощущении опасный (неприятный)/безопасный (приятный)...

Я думаю, что Анима складывается из опыта связывания образов и эмоций, но энергетика эмоций - наиболее важный компонент. 

марфа 2013-05-03 23:44:27
Негативная Анима в мифологии, сновидениях и фантазиях представлена образами коварных колдуний, ведьм, злых фей. Часто они имеют отношение к воде (символу бессознательного) — таковы русалки, ундины, сирены, вилии, Мелюзина, Лорелей, отчасти Цирцея

 марфа 2013-05-03 23:44:27
В реальной жизни ее проекция создает роковых, демонических женщин (femme fatale), отношения с которыми могут погубить мужчину. Широко известные образы Кармен, леди Макбет, Настасьи Филлиповны

 А какова история этих образов? 

По украинским, белорусским и южнорусским поверьям, русалками становились:
умершие до замужества девушки[5];
умершие на Русальной неделе;
некрещеные дети;
 утонувшие девушки и молодые женщины. (www.symbolarium.ru)

 

Считается, что ундины — духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви. (из вики)

 

 "...зло исходит из ложной установки сознания не напрямую, а из существующего в бессознательном, но оставленного без внимания архетипа – то есть от ведьмы.

Фигура ведьмы – это одна из божественных сторон Великой Матери. Это Великая Мать, которой пренебрегли, Богиня земли в ее разрушительном воплощении. Египетскую Богиню Мать, Исиду, называют великой чародейкой и великой ведьмой. Находясь в состоянии гнева, она превращается в ведьму, а будучи благосклонной, она становится заботливой, всепрощающей матерью, которая дает рождение богам. В такой фигуре сочетаются обе части архетипа матери, ибо у нее есть и темная, и светлая сторона: колдовская и благосклонно-материнская. Индийская богиня Кали[84] тоже олицетворяет эту двойственность: она может и дарить жизнь, и приносить смерть и великие разрушения."http://psiland.narod.ru/psiche/ML/shadow/5.htm

 

Предысторию Кармен не знаю, а вот история Настасьи Филипповны, я думаю, всем знакома...

 

" Их состояние фрустрации связано с тем, что часть их жизненной энергии сохранилась и не иссякла, а вопреки природе была преждевременно заблокирована ... Таким образом, если люди, при жизни по-настоящему добрые и не одержимые злом, погибнут во цвете лет, они могут превратиться в страшные существа, чувствуя себя обиженными за то, что их ограбили, лишив непрожитой жизни...

... женщина-дух проявляет губительную силу не только из-за своего коварства, но и ради того, чтобы выйти из промежуточного состояния, потому что оно не позволяет ни вернуться обратно к жизни, ни окончательно отойти в Запредельное." /фон Франц/

А если мы вместо "Анима" скажем "эмоция" (можно было бы еще "чувство", но это сложнее).---------------------Марина,все-таки Анима (в переводе душа),как мне кажется ,сложнее ,чем эмоции,чувства(при всей их важности).Проблема еще в том,что в разных работах Юнга,дается разное определение анимы-анимуса,в том числе и такое ,как привели вы,анима значит женщина,а женщина -значит чувства и настроения,анимус-значит мужчина,а мужчина значит мышление)))(эрос и логос).Это как раз и напоминает проявление теневой анимы(У Юнга одна из ведущих функций мышление,вытесненная-чувство).
Да, конечно, я понимаю, что Анима - не равно эмоция, это как сравнивать поэму и букву )) Я использовала этот пример, чтобы показать что, по моему мнению значит "такая-то анима" и "такой-то аспект анимы".
марфа 2013-05-09 22:19:36
.Проблема еще в том,что в разных работах Юнга,дается разное определение анимы-анимуса,в том числе и такое ,как привели вы,анима значит женщина,а женщина -значит чувства и настроения,анимус-значит мужчина,а мужчина значит мышление)))(эрос и логос).

 Ну да, вопрос очень сложный, как  и все, что касается психики ))) 100 миллиардов нейронов, 20 тыс. связей у каждого (наиболее распространенная версия)... Разве можно дать простое краткое определение? Наверное, только миф ))) Но для собственного удобства я определяю их как энергетический и структурный аспекты. Содержание и форма, огонь, мерцающий в сосуде ))) Важно найти подходящий сосуд. Прямо какая-то энантиодромия у меня, мужского и женского... Ужас!

марфа 2013-05-09 22:19:36
 проявление теневой анимы

 Если рассуждать логически, теневая анима - неосознаваемая... Наверное, тогда она может быть как позитивной, так и негативной...

Коллеги, не осуждайте меня за то, что посмела оторваться от коллектива!

Коллеги, не осуждайте меня за то, что посмела оторваться от коллектива!
------------------------------не поняла последнюю фразу,это кому?)))
марфа 2013-05-10 09:53:21
не поняла последнюю фразу,это кому?)))

 Это я на всякий пожарный ))