Классическая литература
Автор: Ольга Н., дата: ср, 01/12/2010 - 06:17 Пространство мифа и символа | Анализ сновидений
Владимир: «Юнгианство, корнями уходит, как бы вам мягче сказать, в культуру... Юнгианство, на мой взгляд, остается в большей мере, европейской традицией, которая зиждется на греческой философии, этике, эстетике».
Лариса: «В почитании классики, на мой взгляд, много пафоса, да и что считать классикой?»
===============================================================================
Современный писатель Сорокин считает, что классическая литература умерла. Может, она, действительно, превратилась в анахронизм и интересна только специалистам?
Умерла ли классическая литература?
Что значит – в классике много пафоса?
Что значит – пафос?
Что считать классикой?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Чиффа, дата: ср, 01/12/2010 - 08:19 #56492
Дубль обсуждения удален.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: ср, 01/12/2010 - 12:04 #56501
Классикой я бы назвала литературу, содержащую человеческие ценности и проблемы, которые переходят из века в век.
Пафос это видимо осталось от школьных уроков литературы. :-)))
Мне не кажется устаревшим Л.Н.Толстой с его "Крейцеровой сонатой", "Исповедью", "Смертью Ивана Ильича", А.П.Чехов с его "Душечкой" и "Дамой с собачкой"и др., Ф.М. Достоевский с его "Бесами", Н.С. Лесков,Гончаров -ой разве всех перечислишь?
Социалистический материализм в нашем обществе заменился на мистицизм(вампиры, колдуны, маги)- всё это подразумевает изменение человека не изнутри а снаружи некими волшебными силами. А человек по-прежнему сталкивается с вопросами, на которые ищет ответ.Ему не хватает внутренней религиозности и мне видится, что юнгианская психология из тех что позволяет её обрести или приблизиться к ней.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: ср, 01/12/2010 - 14:54 #56516
Клара, вы предлагаете заменить чтение классиков, на чтение юнгианцев? Якобы только они обладают на право истины... Или я что-то не понял?
Вы, классики пишите, но вы не понимаете о чем вы пишете.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: abb, дата: ср, 01/12/2010 - 15:17 #56518
"Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением."
Возможно спад интереса к классической литературе связан с отторжением пафосности? Я довольно близко знаю одного человека, которого буквально тошнит от Анны Карениной, именно из-за перенасыщенности текста возвышенными чувствами. Может это отторжение -- защитная реакция на что-то, или на отсутствие чего-то.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: ср, 01/12/2010 - 15:26 #56521
мне школьные филологи привили отвращение к любой литературе.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: ср, 01/12/2010 - 15:37 #56522
Можно подумать, что вы исключение. В незнамо какие времена появляется страсть к чтению. Читаешь всякую муру, потом становится не интересно. Тянешся к другому, вдруг понимаешь, что это то, что нужно. Платонова, я открыл случайно потом было много других открытий.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: ср, 01/12/2010 - 15:51 #56524
Владимир, я не предлагаю заменить чтение классиков чтением Юнга, ничего про право истины я не говорила, только обозначила, что чтение Юнга может помочь человеку ответить на какие-то вопросы, которые он задаёт сам себе. В общем так размышлизмы.
"Вы, классики пишите, но вы не понимаете о чем вы пишете."
эта фраза в свете "Якобы только они(юнгианцы) обладают на право истины..."? а то я её тоже не поняла.
Классики очень понимают о чём пишут. После прочтения "Бесов" я была поражена, как Достоевский предвидел всё, что с нами произойдёт.
Да, открытия приходят вместе с внутренним запросом.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: ср, 01/12/2010 - 16:04 #56525
И, я о том же.. Классики вне времени, они как будто овладели синхронистичностью.
Я пытался донести до Ашеры, то, что современные мифы являются вампирами классиков...
Классики , те кто властвуют над временем.
Новоиспеченные, пользуются тем, что во времени вечно и неизменно, т.е. архетипами. Они аватары, которые могут только подключатся.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: ср, 01/12/2010 - 19:28 #56544
"Умерла ли классическая литература?"
***************************
Нет, скорее умер читатель...
«Пафос всегда есть страсть чисто духовная, нравственная».
==============
Читатель умирает (согласна), потому что духовная, нравственная идея ему по фигу.
А может, так всегда и было? Может, классика всегда была потребностью маргиналов, может, их относительное количество и не изменилось вовсе? Как думаете?
Дмитрий, и еще, с Вашего позволения, вопрос, я бы сказала – бытовой: лично Вы будете своих детей ориентировать на чтение классической литературы? Ну, например, - русской классики, европейской?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: ср, 01/12/2010 - 19:43 #56546
«Пафос - это видимо осталось от школьных уроков литературы».
============
Ой, Клара, как же Вы прискорбно правы. Я называю для себя этот феномен национальной диверсией – приложить максимум усилий, чтобы до конца жизни посеять отвращение к литературе. Недавно младшая дочка рассказывала, как мальчик в классе писал сочинение «Потом Мумы». Да и по старшим детям помню. Читаю сочинение сына: «На картине Серова «Девочка с персиками» на девочке ярко-голубая кофточка».
-Сынок, ты у меня не дальтоник часом? Кофточка-то розовая…
- Как розовая? Вот смотри…
Показывает репродукцию из школьного учебника, а там – действительно, такая веселенькая голубая кофточка. И кто виноват? И что делать? Только классику читать, там как раз про эти вопросы.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: ср, 01/12/2010 - 19:59 #56549
Ольга, не думаю, что классика - потребность маргиналов. Классика - это то, что происходит с каждым... Да, постараюсь ориентировать на чтение классики. Как же без этого?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: ср, 01/12/2010 - 20:08 #56550
«не думаю, что классика - потребность маргиналов»
Тогда почему же так скоропостижно умирает читатель, куда делась потребность осознать то, «что происходит с каждым»?
«Классика - это то, что происходит с каждым».
И то, что происходит с каждым, - просто классика.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: ср, 01/12/2010 - 20:27 #56554
"Тогда почему же так скоропостижно умирает читатель, куда делась потребность осознать то, «что происходит с каждым»?"
****************************
Потребность всё там же, где и раньше: в бессознательном. А смерть читателя может быть связана с раждением песателя...
****************************
Потребность всё там же, где и раньше: в бессознательном. А смерть читателя может быть связана с раждением песателя...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: ср, 01/12/2010 - 20:53 #56556
Песатель, действительно умер, писатель не родился, но не от того что нечего, и не о ком писать, просто некому представляться. Нет обратной связи.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: ср, 01/12/2010 - 20:54 #56557
Вот не надо! Писатель иной раз пишет для будущих читателей, эти не поймут, так те, которые народятся задумаются.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 02/12/2010 - 11:35 #56594
я думаю не умерла классическая литература, как и не умер интерес к прочтению классиков,всегда наступает такой период в жизни любого думающего, глубоко чувствующего, ищущего человека, когда он начинает изнывать от жажды, томиться в поисках истока, корней, той мудрости и глубины, которую так умело сплетают мастера повествования судеб, трагедий, подъемов и взлетов, любви и пр. Кто-то позже, кто-то раньше приобщается, кто-то никогда не дорастает до них - все как всегда, как в былые времена.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: шмульке, дата: чт, 02/12/2010 - 11:55 #56596
может, не там "томится в поисках"?
читать, это одно, жить-другое
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 02/12/2010 - 12:06 #56598
вопрос - когда читаешь, не живешь?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/12/2010 - 14:20 #56616
В каком-то смысле - не живешь. Литература ведь - это способ символизировать (как и творчество вообще), но пока писатель это делает за нас - мы молчим .
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 02/12/2010 - 14:50 #56618
в каком-то смысле, это когда отождествляешь себя с автором или героями, когда избегаешь реальности и прячешься в книгах? Так я не об этом, а о диалоге, который выстраивается в процессе чтения. Молчим ли когда читаем?
В моем понимание чтение классики - это всегда диалог, выход за грань обыденности, поиск, а не компенсация, и отдых - отдыхаешь душой.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/12/2010 - 17:03 #56644
И я не об этом. О том, что без символа (то есть того, что преобразует невыносимую реальность в выносимую) искусства нет. А создание символа (порождение, точнее сказать, его) - это творческий акт. И именно ради этого (со-творчества) мы и читаем, слушаем, смотрим. В это время наше творческое начало "не живет", мы его проецируем на творение другого автора. Хотя и чтение само по себе может быть вполне символическим актом... :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/12/2010 - 17:25 #56648
Красиво, Марина, особенно про символический акт... А, так нифига не понял.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/12/2010 - 17:27 #56651
Вероятно, по той причине, которую в "Каине и Авеле" "нифига не понял".
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/12/2010 - 17:34 #56654
Марина,на мой взгляд вы стремитесь к форме, что и понятно...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/12/2010 - 17:56 #56660
Так может здоровее для Вашего взгляда будет не смотреть на меня? И содержание менять не нужно, раз только формы и видны
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/12/2010 - 18:03 #56663
Не скрою,формы тоже привлекают...
Вот читаю Куприна, Пришвина, Толстого - формы, но привлекательны..
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: чт, 02/12/2010 - 18:20 #56671
В своей статье "Психология и литература" Юнг выделяет два типа литературы - с явным и неявным психологическим содержанием. Первые - продукт сознания коллективного и индивидуального. Вторые больше содержат намеков, архетипических структур, ничего не объясняют до конца, задают загадки и вопросы без ответов, и такую литературу читать, конечно, труднее.
Похоже, что классическая литература ближе к этому описанию - она развивает в нас способность извлекать смысл из событий и переживаний. Также мы часто можем обнаружить в ней структуры coniunctio oppositorum и/или mysterium coniunctionis, о которых столько сказано в юнгианстве. И это признак психологии человека во второй половине его жизни, на жаргоне - личности в процесе построения оси Эго - Самость (с большой буквы!)
Логично подумать, что классической литературой будут интересоваться те, кто дошел до и вязнет в проблеме обнаружения собственных смыслов разного масштаба. Вероятно, когда мы переживаем экзистенциальный кризис, а не просто возрастной, мы скорее обратимся к классической литературе. И/или к классической музыке.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/12/2010 - 19:37 #56674
Совершено согласен, экзистенция в нас, она нас делает.
Я читаю без оглядки на Юнга... Экзистенция тянет меня к окну, я смотрю на умирающий пейзаж, и мне хорошо.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: шмульке, дата: чт, 02/12/2010 - 19:54 #56678
Автор: Ютта, дата: чт, 02/12/2010 - 12:06
вопрос - когда читаешь, не живешь?
------------------------------------------------------------------
самую малость (о себе)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
***************************
Нет, скорее умер читатель...
++++++++++++++++++++++++++++
"Что значит – в классике много пафоса?
Что значит – пафос?"
***************************
«Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, - следовательно, страсть чисто духовная, нравственная». Виссарион Григорьевич Белинский
+++++++++++++++++++++++++++++
"Что считать классикой?"
***************************
Пять скандх, двенадцать аятан, восемнадцать дхату.