Фемининность и индивидуация
В книге Нэнси Куоллз-Корбетт «Святая проститука» автор пишет:
«Энн Уланов пишет, что и у женщин и у мужчин процесс индивидуации завершается интеграцией феминности, а потому является жизненно важным для развития нашей психики:
«Для обоих полов эта высшая фаза конфронтации и индивидуации начинается под воздействием феминности: у мужчин посредством Анимы, которая приводит к самости; у женщин – посредством собственной женской идентичности, а не комплементарной маскулинности. В этом смысле фемининность становится ключевым элементом; именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола. Маскулинность способствует появлению сознания из первичного бессознательного; фемининность способствует достижению целостности сознания благодаря возобновленному контакту с бессознательным »
Дале Уланов объясняет двойственный аспект фемининности. Один аспект является элементарным или статическим, который мы относим к материнскому аспекту. Это неизменный и стабильный фактор, способствующий развитию чувства безопасности, защищённости и принятия реальности.Другой аспект фемининности является трансформирующим или динамическим:
«Трансформирующая или активная часть фемининности приводит в движение динамические элементы психики, которые дают толчок срочному изменению и трансформации. Активная сторона фемининности похожа на божественное сумасбродство души, описанное в платоновской «Федре», которое активизирует первобытные силы, побуждающие нас выйти за рамки ограничений и условностей социальных норм и рациональной жизни. В этом смысле ЭРОС порождает экстаз, освобождение от конвенциальных групповых норм… Экстаз может моментально родиться в глубине человеческой психики и,возрастая, привести к глубинному развитию личности.»»
Jack, конечно особенные :-), также как и мужчины.
---
"Зри в корень" (Козьма Прутков).
Мир воспринимается как всеохватывающий, и в нем человек ощущает себя как самость лишь иногда и частично. Точно так же, как и Эго на начальной стадии развития, воспринимает мир и человек примитивной культуры. Он снова переживает эту фазу, слаборазвитый, легко устающий; лишь изредка на какие-то мгновения, подобно острову, он поднимается из океана бессознательного и потом снова в него погружается. Маленький, немощный, много спящий, т. е. большей частью бессознательный, он плавает среди своих инстинктов подобно животному. Выношенный и рожденный великой Матерью Природой, взлелеянный ее руками, он, несмотря ни на что, предоставлен ей полностью. Он — ничто, мир — все. Мир укрывает и кормит его, в то время как он сам едва ли чего желает или что-то делает. Ничего не делая, он инертно лежит в бессознательном, просто существуя в неисчерпаемом сумеречном мире, все его потребности легко удовлетворяются великим кормильцем — таково это раннее, блаженное состояние. В этой стадии, когда Эго еще находится в ранней фазе развития и не проявляет никакой собственной активности, существуют все положительные материнские черты. Уроборос материнского мира — это жизнь и психика в одном; он дает пропитание и радость, защищает и согревает, утешает и прощает. Это убежище для всех страждущих, место всего желанного. Эта мать всегда осуществляет, дарует и помогает. Этот образ Великой и Доброй Матери во все времена страданий был для человечества убежищем и всегда таким будет; ибо состояние погруженности в целое, без ответственности и усилий, без сомнений и двойственности мира является райским, и его первоначальная беззаботность никогда больше не повторится.
Положительная сторона Великой Матери представляется воплощенной в этой стадии уробороса. Лишь на значительно более высоком уровне эта "добрая" Мать появится снова. Тогда, сталкиваясь уже не с эмбриональным Эго, а со взрослой личностью, созревшей в результате большого жизненного опыта, она раскрывает себя заново как София, Матерь "милосердия", или проливающая свои богатства в творческой полноте истинной продуктивности как "Матерь Всего Живущего".
"именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола"
Как может быть интеграция фемининности у женщины??? Она на то и женщина, что фемининность у нее в Эго-сознании уже дана природой.
Как может быть интеграция фемининности у женщины??? Она на то и женщина, что фемининность у нее в Эго-сознании уже дана природой.Вот именно что природой фемининность дана в бессознательном. Но если, например, родители ждали сына, а родилась дочка, то с ее эго-сознанием все очень непросто: мало того, что эго организовано в соответствии с маскулинными принципами, так еще маскулинность поддерживается родителями. В итоге - "Афина" - мастеровита и асексуальна...
Чтобы прожить женскую природную жизнь, нужна реализация зрелой сексуальности и материнства, а у работающих городских женщин крайне неблагоприятные психологические условия для этого, и часто формируется жесткий внутренний конфликт с очень непростым выбором.
Гендерная идентичность женщин зыбка и нередко спутана, защиты персоны маскулинны, фемининность в тени... Не говоря уже о трансгенерационных проблемах материнства в нашей стране. В общем, интеграция фемининности в условиях патриархальной культуры - задача масштабная и актуальная.
ЗЫ. Энн Уланов - это Анна Уланова на англ лад.
Уланов также ,как и Нойманн проводит аналогию бессознательное-женское,материнское,сознание-эго-мужское
:) Ну а где у Нойманна говорится про то, что бессознательное - женское у ЖЕНЩИНЫ?
"Активная сторона фемининности похожа на божественное сумасбродство души, описанное в платоновской «Федре», которое активизирует первобытные силы, побуждающие нас выйти за рамки ограничений и условностей социальных норм и рациональной жизни."
Я понимаю так, что для автора все символическое является фемининным. Ведь, первобытные силы не фемининность активизирует, а то, что индивидуум переступает границы своей личности, погружается уже в коллективное бессознательное. И это происходит, тогда, когда у человека имеются все предпосылки индивидуальные для этого, когда мужчина ассимилировал свою женскую бессознательную сторону, а женщину мужскую, когда оба способны активизировать трансцендентную функцию.
Sorella 2012-11-19 21:58:03
ЗЫ. Энн Уланов - это Анна Уланова на англ лад.
Ну так, как я не догадался, что это феминистка, скрывающаяся.
Sorella 2012-11-19 21:58:03
Гендерная идентичность женщин зыбка и нередко спутана, защиты персоны маскулинны, фемининность в тени... И что. А мужская разве нет. Я говорю про природную сущность, а не про то, как мужчина или женщина идентифицируют себя в обществе. Ясное дело, что таким людям до индивидуации просто не дойти.
Sorella 2012-11-19 21:58:03
Но если, например, родители ждали сына, а родилась дочка, то с ее эго-сознанием все очень непростоЧто непросто-то. Родители хотели сына, поэтому дочь будет мужиковатая что ли, Эго априори будет организовано с маскулинными принципами? Так это нелепо. Как родители воспитают, так и заложится ее психосексуальное развитие. И если даны предпосылки, способности для дальнейшего роста, то индивидуироваться личность начнет. А нет, то станет среднестатичтическим гражданином.
Клара, а в какой главе Нэнси Куоллз-Корбетт пишет об этом? В рунете я её что-то не нахожу. Хочется посмотреть как это звучит в испанском варианте и в каком контексте. Я эту книгу когда-то купила, но не дочитала до конца, вернее даже до половины. Почему-то она меня не увлекла. Уже не помню почему.
Хорошо расскрыта тема у Мерион Вудман " Миф об одной мисс:
"...Целые поколения женщин ассимилировали патриархальную систему ценностей, при этом каждое поколение все больше отдалялось от феминности , и в настоящее время Деметра и Персефона изнасилованы собственной маскулинностью. Если женщина утратила связь со своей внутренней девушкой, ею не может обладать маскулинность. Эта девушка еще недостаточно присутствует в женской сущности, чтобы принять маскулинность. Принцип маскулинной власти становится непроницаемой стеной между ней и ее феминностью.Один из моих пациентов-мужчин сказал следующее: "Влагалище - это последний бастион негативного Анимуса". Она не может отдаться жизни; она не может открыться инаковости и на человеческом, и на божественном уровне. Она боится, ибо "будь что будет" означает падение в пропасть, погружение во мрак, представляющий собой полный хаос, и трагедия заключается в том, что чем упорнее становятся ее попытки, тем больше она закрывается от жизни. Это маскулинное "попытаемся" не дает возможности реализоваться феминному "будь что будет", то есть открыться потоку жизни не только через гениталии, но и через каждую пору кожи..."
Клара, а в какой главе Нэнси Куоллз-Корбетт пишет об этом? В рунете я её что-то не нахожу.
Аспирина, это Глава 2 "Психологический смысл сакральной проституции. Введение."
Мне очень понравилась мысль о трансформирующем, динамическом аспекте фемининности, думаю это и есть родник внутренней силы и устойчивости, творческой энергии. И он укоренён в теле. Совершенно согласна с тем, что написала Сорелла о принятии собственной фемининности женщиной. Эту фемининность столько веков обесценивали, что приходя в этот мир мы даже не замечаем, что её в нас нет и в поисках душевной гармонии цепляемся за ценности, предлагаемые мужским миром. А там дихотомия либо б... либо мать, между тем при таком разделении страдают и мужчины, их образ себя, маскулинность, потому что отношения в браке нередко сводятся к отношениям мать-сын, а не женщина-мужчина и не любовь правит отношениями, а власть.
Клара, спасибо, интересный отрывок. Интеграция феминности как-то связана с "алхимической свадьбой"?
Флейта, согласна с Юттой, что связана и что это следующий этап.
нет, Клара.
по-моему, с этим понятно более-менее.
я о связи со своей феминностью, какими символами всплывает на поверхность установление этой связи? примеры, сны.
знаешь. вот из этих статей вроде как понятно - головой, а как это укладывается внутри, вот что интересно? чувствование, ощущение, вслушивание.
Клара - это слова о..., а я про символы, метафоры, образы.
хотя ты хорошо написала, что стоишь прочно, а не болтаешься в дырке - это аналогия.
попробую вновь погрузиться в текст Вудман.
Вот у Вудман мне чего-то не хватает, но это моё ощущение из отрывка, который ты привела (книгу я не читала, нужно поискать).
Вот ещё несколько отрывков:
"Богиня любви, которая представляет собой архетипический образ, наделённый особой психической энергией, является самой властной богиней. Её царство простирается от Земли до Небес: это чудесный мир божественной и окружающей нас реальности. Сияющая, жизнерадостная богиня является жизнеутверждающим началом и в мужской и в женской психике. Она воплощает активный жизненный принцип Эроса, позволяющий нам не только войти в контакт с нашими эмоциями, но и соприкоснуться с эмоциональной сферой другого человека."
"Таких женщин не следует считать сексуальными или соблазнительными в обычном смысле этих слов, ибо её сексуальность не является поверхностной, не мотивируется сознательными установками или бессознательными влечениями. Это не наученное поведение, не приобретённое искусство и не развитые способности, а скорее филигранная утончённость её сущности, исходящая из глубины её души. В Выражении её лица ощущается сила,"таинственная сила, которую чувствует каждый, но которую до сих пор не объяснил ни один философ." "
Подумалось, что связь с собственной фемининностью для женщины тоже вопрос веры, как и многое другое в человеке. Верить или не верить. Нельзя человеку без веры. :)))
Вывод. Всем женщинам, которые говорят, что им необходима женская идентичность экстравертный анимус не дает свою природную женскую идентичность осознать.Пошарила по юнгленду, нигде не нашла определения "экстравертного анимуса", кроме фразы муссон об экстравертном чувстве, кстати, тоже в теме Клары:
муссон 2009-04-10 18:07:18
Анимус - это способ связи между сознанием и коллективным бессознательным у женщин. (Юнгу огромное спасибо за то, что женщин он любил больше, чем мужчин, поэтому выражался на доступном нашему пониманию конкретно-образном языке). Например, если в женском сознании господствует экстравертное чувство (сплошные ценности, моральный долг, эмоциональность)+интровертная интуиция (постоянный к себе вопрос: а я могу с е й ч а с пожертвовать своим эгоизмом ради блага другого? и ответ - да, я могу многое вынести, пусть все б у д е т хорошо), то анимус будет представлять интровертное мышление+экстравертное ощущение-аффект (это такой мужчина, который все время думает, мало говорит и время от времени "взрывается", реагируя на "здесь и сейчас", а не на"потом в будущем"). Возраст или жизненные обстоятельства вызывают к жизни энантиодромию - перемену сознательной установки и у этой гипотетической женщины выбора нет, ей нужно впустить в свое сознание то из своей психики, что ей, как она думала, отродясь не принадлежало, а только мужчинам. Поскольку гипотетическая (не философствующая) женщина приемов по обузданию своей психики не знает, то поначалу она становится не одухотворенной и даже не мужественной, а мужеподобной. Ведь содержимое бессознательного "прет наверх" со страшной силой, так как именно из-за этой силы сознанию и нужно данное содержимое (вот только в тех случаях, когда это происходит, и проявляется феномен "одержимости анимусом" - то, о чем Владимир написал). Женщине нужно научиться быть мужественной, а без того периода, когда достойная женщина ведет себя или как холодная стерва, или как гулящая, или как ведьма, или как безжалостная мать, к сожалению, не обойтись. Ну и, естественно, в этот период "развенчиваются" мужчины-носители непререкаемых истин с помощью четырех вышеперечисленных стратегий. Только после этого можно с облегчением передохнуть (но недолго). Новообретенное мужество самой отвечать за себя нужно еще "встроить" в реальную жизнь, чтобы жить, не изменяя Своему Духу - огромный кусок работы... В результате та психическая функция, которая и начала путешествие, становится более отточенной, "разумной", "ценной", ею уже не разбрасываются как раньше. Говорить на эту тему можно бесконечно.----
Ютта 2012-11-20 08:30:20
Интеграция феминности как-то связана с "алхимической свадьбой"?Флейта, связана, но до этого еще отыскать ее в себе надобно и установить связь.Ну да, алхимическая свадьба увенчивает весь процесс интеграции феминного\ маскулинного в себе? Тоже в архиве на форуме встречала обсуждения сновидений о свадьбе - что это может быть как-то привязано символически к данному процессу и после обратила внимание на иногда появляющийся в разных вариантах мотив в своих сновидениях, который назвала "свадьба (черного) короля". Мне очень интересно, с чем этот мотив может быть связан.
--- "Зри в корень" (Козьма Прутков).
---
"Зри в корень" (Козьма Прутков).
у меня не выходит из ума сцена из "Братьев Карамазовых", где Алеше привидился сон про луковку и когда он пробудившись плакал, обливал землю слезами: ...."Облей землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои..." прозвенело в душе его."
Вот в этом моменте почему-то видится мне - "... В этом смысле ЭРОС порождает экстаз, освобождение от конвенциальных групповых норм..."
некое присоединение в его душе феминного начала?
вот где бы такой же образ отыскать про женскую феминность?
вот где бы такой же образ отыскать про женскую феминность?
Ютта, посмотри в зеркало. :-)))
"С чем можно сравнить призыв дельфина, или зов ночи или глас свежего утра, тишину глубин океана и вздох синевы неба? Ютта, Вы просите меня сделать плоским то, что имеет четыре измерения " Анатолий
,вспомнила Мэрилин Монро,но скорее как пример того,как женщина внешне являясь эталоном женственности
Это только одно из четырех из списка...
Физическая красота, воплощённое в теле фемининное сознание(то есть инстинктивная мудрость) и внутренне связанные между собой способности испытывать глубокие эмоциональные переживания и устанавливать близкие отношения (закон Эроса)..".
По-моему, отсебятинку выдумывает Энн Уланов. Женщины, значит, посредством женской идентичности приходят к зрелой, цельной личности, а мужчины через аниму (?). Женщины, типа, особенные существа в нашей Вселенной (?). Отправьте ему мой отзыв.