«О женщинах всегда найдется сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре». (С.Буффле)_
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Нос Клеопатры: будь он чуть-чуть покороче, облик земли стал бы иным».(Б.Паскаль)
«Без начала женственности жизнь превратилась бы в сухую отвлеченность, в скелет, в бездушный механизм. Без приобщения к женственности никогда не достигнуть интуитивного знания». (Бердяев)
«Разве смогла бы удержать нас женщина, которую мы не считаем способной при случае пустить в ход кинжал против нас?» (Ницше)
«Женщины мастерски владеют искусством перевязывать раны, почти так же, как искусством наносить раны". (Барбе д'Орвиль)
«О, блудница, с глазами, как облако! О, дьяволица!
Разве можно ее не вдыхать?» (Венечка Ерофеев)
«Я неизменно удивлялся – почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться, Нике – как бы ее ни называли и какой бы облик она ни принимала. Чем умнее и тоньше был художник, тем неразрешимее и мистичнее становилась ее загадка. Лучшие силы лучших умов уходили на штурм этой безмолвной зеленоглазой непостижимости, и все расшибалось о невидимую и непреодолимую преграду…И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, - бормотал я сквозь дрему, раздумывая над тайной этого несущегося сквозь века молчания, в котором отразилось столько непохожих сердец». (Пелевин)
----------------------------------------------------------------------------------------
"...Последнее время я так же убеждаюсь и в том, что женщина имеет огромное значение в жизни мужчины. Она его может как вознести, так и свергнуть. Чего бы он там о себе не думал..."
Автор: Ольга Н., дата: вт, 08/03/2011 - 06:39 #59734
Девочки, с праздником вас всех!
Сейчас в Москве в трех разных театрах идет пьеса Володина «Пять вечеров», и в каждом театре – аншлаги. Пьеса написана ну очень давно, в 1959 году, а народ валом валит, билетов не достать. Пьеса о любви.
Володин - автор таких пьес, как "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Осенний марафон". Вот отрывки из его последнего в жизни интервью.
Журналист: (цитирует самого Володина) - "Мы вниз опускались полгода,/а где же полгода, чтоб вверх?/Запросы покорно понизив, согласны на осень, на снег/...На разные беды - полжизни..."
Володин: - Где полжизни на смех? До сих пор не знаю - где, не успеть уже узнать. Смеха действительно было немного, а счастье - иногда получалось. Счастье может быть только иногда, иначе оно - благополучие, а это скучно. Я никогда не писал ничего "социального", просто рассказывал о людях, которые дарят друг другу счастье. Неброское, негромкое, но единственно настоящее счастье. Только они иногда этого счастья боятся, потому что перед ними было либо несчастье, либо долгое ожидание, либо и то, и другое.
Вдруг, совсем неожиданно, насквозь, тебя пронзит ощущение, что кто-то тебе дорог или что-то хорошее произошло в твоей душе или в душах близких. Счастье - это такое пронзительное мгновение. А несчастье - длительное, тупое, сродни разочарованию. И все-таки счастья ждешь, оно еще более ясное после несчастья.
Ж: - Есть женщины Тургеневские, есть женщины Чеховские, а есть - Володинские. Какие они - в жизни и в пьесах?
В:- Волнующие. Ведь в пьесы они приходят из жизни. Знаешь, что волнует меня в любой женщине? Я преклоняюсь перед ней, как перед чудом. В женщине есть мелодия, должна быть, иначе она - не женщина. Мне всегда кажется, что чудо-женщина беззащитна. Я всегда очень сильно любил.
==========
Из интервью актрисы, которая играет в пьесе Володина.
- Мне всегда казалось, «Пять вечеров» Володина - более возрастная пьеса.
- Неважно, каков возраст героини, сколько ей лет. А важно, что она как сумасшедшая Пенелопа, ждет своего Одиссея семнадцать лет, покрывшись коростами и штампами своего существования, и сколько ей нужно преодолеть, встретившись, чтобы вернуться к самой себе, к простоте и ясности любви. Это уже миф.
-Почему сумасшедшую?!
-Человек 10 лет существовал в выдуманном, абсолютно «карежистом», наносном мире. Только в финале этих пяти вечеров Тамара становится нормальным человеком, способным любить. А до этого она жила нечеловеческой жизнью.
-Почему нечеловеческой?
-Потому что нельзя жить человеческой жизнью и говорить на языке радиоточки.
-Почему человек говорит языком радиоточки?
-Потому что он – несвободен. Не имеет смелости быть самим собой. Пьеса про то, как с людей сдираются корки, как люди приходят к самим себе. К настоящим себе, к лучшим себе.
-Кому интересна сегодня несвобода советского человека?
-Не важно, в какое время это происходит. Проблема свободы – вечная, экзистенциальная. В советское время говорили языком радиоточки: «Я работаю мастером. На «Красном треугольнике» Работа интересная, ответственная…» Сегодня Тамара бы говорила с той же интонацией: «По воскресеньям я езжу в Ашан, покупаю продукты…» Не важно, чем ты закабалился – советскими лозунгами или нынешними представлениями об имидже. Но когда в конце пятого вечера Тамара обрела любовь, для нее своим становится язык души.
=============
Любви всем - и женщинам, и мужчинам. Грейтесь друг другом!
"Свет", "тепло", прямо какая-то дискриминация получается по отношению, к прохладе и полумраку :)
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Автор: Ольга Н., дата: чт, 10/03/2011 - 18:29 #59776
"Святой Валентин вроде как уже давно прошел".
Согреваться друг другом в строго отведенный календарный день?! По мне - так и в какой-нибудь День Танкиста или какого-нибудь 32-го мартобря не лишним будет...
Согреваться друг другом в строго отведенный календарный день?! По мне - так и в какой-нибудь День Танкиста или какого-нибудь 32-го мартобря не лишним будет...
*************************************
Автор: Ольга Н., дата: вт, 08/03/2011 - 05:39
"Девочки, с праздником вас всех!
...
...
Любви всем - и женщинам, и мужчинам. Грейтесь друг другом!"
Автор: Ольга Н., дата: пт, 11/03/2011 - 06:11 #59785
Аспирина, Вы меня как будто прям уличить в чем-то хотите. На самом деле, я Вас поняла еще тогда – 8-го марта 2009 года. Вы не считаете этот день праздником, а я ничего не имею против него.
Тут, понимаете, какое дело – как на него посмотреть. Для Вас – это напоминание о пресловутой женской дискриминации, а для меня – не более чем повод в очередной раз напомнить женщине, как много от нее зависит в этом мире. Повторюсь, - не более чем повод. Можно увидеть в этом приверженность патриархальным коллективным заданным нормам, а можно с точностью до наоборот – свободу выбирать. Например, день Святого Валентина – это праздник, который пришел в Россию всего-то ничего, лет 10 назад. Кто-то ему усиленно сопротивляется, кто-то ломанулся строго следовать его ритуалам. И то, и другое мне кажется смешным. Одни изо всех сил ассимилируются с коллективным бессознательным, другие с тупым стоицизмом якобы игнорируют коллективные нормы, но тем самым демонстрируют свою зависимость от них. Мне это скучно. Ровно настолько я понимаю важность ритуала в человеческой жизни, ритуала – как архетипа «вечного возвращения». День влюбленных вполне вписывается в такой ритуал, и потому я принимаю его.
В огульном отрицании всего «советского» мне всегда виделся род плебейства. К 8-му марта я никогда не относилась как к празднику Розы Люксембург. Этот день (а мог бы быть и любой другой) и был в моем восприятии архетипическим ощущением Вечной Женственности, без начала которой жизнь превратилась бы в сухую схему. Кем он был установлен, мне было всегда совершенно безразлично. Но небезразличными были сказанные в этот день слова отца, брата, потом – мужа, сына, теперь – и внука. Эти простые вещи и есть то, что Юнг назвал архетипами, «витально необходимыми элементами всего душевного», им «присуща огромная психологическая ценность, которая перевешивает значение внешней действительности. Человек ориентируется не на приспособление к действительности, а на приспособление к внутреннему требованию».
Это о празднике. Теперь о феминизме. Я считаю Вас умным, думающим человеком и потому предполагаю, что моя отличающаяся от Вашей позиция по отношению к этому «изму» не будет истолкована как выпад против Вас лично. Более того, я позволяю себе озвучить ее только потому, что вижу в Вас собеседника, с которым можно себе позволить роскошь полемизировать.
В чем мы с вами сходимся? Думаю, в том, что европейская культура пронизана патриархальностью, что это тяжкое наследие архаичной психики не изжито и поныне, что маскулинному сознанию вообще свойственен поиск образа врага. Но именно поэтому мне претит наступать на эти же грабли.
Любой поиск образа врага означает растворение личности в мега-организме коллективности. Это феномен, который с тонкой прозорливостью диагностировал Ницше, назвав его ressentiment. Очень непростое философское и психологическое понятие, которое означает чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, этакую сублимацию чувства неполноценности в особую систему морали. Человек создает образ врага, чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Психически за этим стоит тягостное ощущение тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе, чувства униженности, затаенной обиды, подавляемой мстительности.
За такой моралью стоит психология человека, который всегда будет искать освобождения за счет другого. Это попытка искусственного конструирования собственной значимости в противостоящем внешнем мире, когда оценивающий взгляд обращен вовне вместо обращения к самому себе.
Каждый человек имеет такой тип морали, который больше всего соответствует его природе. Репрессивная модель личности - не моя природа. Мне ближе говорить «Да» жизни, а не растрачивать свои душевные силы на «Нет» всему внешнему. Мне кажется, господствующие в культуре ценности тщетно уничтожать, их надо переоценивать на онтологическом бытийственном уровне. И сделать это можно только личностно. Никакие «измы» не способны привести человека к самому себе, они порождают только коллективную безответственность, которую мы перманентно и наблюдаем в социуме. Мне вообще претит любая клановая психология, в ней люди всегда выравниваются по своим низшим проявленям.
Надеюсь, Вы понимаете, что я всего-навсего озвучила свою позицию, ни в коей мере не отнимая права другого человека думать иначе. Я всегда считала и считаю, что проблема пола - один из самых сложных философских, экзистенциальных вопросов бытия.В нем заложена тайна универсума, и мне не хочется разгадывать эту тайну утилитарными социальными рецептами общедоступного счастья.
:) В новостях прочитала про "работающую женщину":
http://www.aif.ru/health/news/82662. Пчелка, как трудится! Неужели тоже 8 марта отмечает? :) Или тут другое - на работу, как на праздник :)
Кстати, о птичках.
Например, Лин Коуэн в своей статье "Разоблачение анимуса" (2000) ссылается на многие работы женщин-юнгианских аналитиков, сетуя на то, что жизнь в культуре, одержимой анимусом, не позволила им отойти от позиции "женщина-не человек". Все видится сквозь призму гендерного архетипа, симптомом которого является теория анимуса, то есть через культурные стереотипы мужчин насчет женщин. Согласно юнговской теории анимуса и ему вторит, например, Нойманн, - у женщин нет эго, а если есть, то оно-она маскулинна и неженственна, и вообще это не эго, а анимус, а также у нее не может быть собственной психологической автономии от мужчин. Прелестно, правда?
Примечательно, что когда Юнга спросили: "Есть ли у женщины душа?", он ответил: "Нет, она и есть душа" Вывернулся на этот раз, но с головой выдавал свою патриархальную позицию, гомофобию и женоненавистничество в своих работах.
Уже лет десять прошло, как в некоторых юнгианских сообществах теория анимуса признана бесполезной и ущербной, и ею стараются не пользоваться, а у нас в учебных программах продолжают (НЕКРИТИЧНО в отношении патриархального культурного контекста) изучать "класссические" работы Эммы Юнг, фон Франц, Янг-Айзендрат, читают Вудман, Болен, всех не упомянешь, не говоря уже об авторах-мужчинах классической школы. Эти тексты пронизаны патриархальностью и страхом перед женщинами, и мы пропитываемся этим старомодным и устаревшим по отношению к женщине наследием, читая и не замечая...
Это даже не винтаж...
Иные точки зрения и современная юнгианская критика гендеризма практически не переводятся на русский язык и не публикуются. Кому это выгодно? Дедам, отцам, мужьям, начальникам, старшим братьям...
Sorella,
именно эту идею я и вертела в голове, но у меня нет сейчас времени на ней сосредоточиться, чтобы выразить и искать факты для подтверждения. Спасибо, что это сделали Вы. Помнится мне, что сам Юнг в какой-то работе выражал свои сомнения по поводу достоверности его восприятия Анимуса через женщин, поскольку женщины возвращали ему образ, созданный самими же мужчинами. Или я что-то путаю?
P.D. Аааа, или это было именно про Эго у женщин?
P.P.D. Нечто подобное происходит и с архетипом Вечной Женственности. Опять же женщина воспринимает (и часто даже переживает) себя через созданный мужчинами же образ. На протяжении веков женщина видит себя в произведениях искусства, созданных мужчинами, читает о себе в книгах, написанных мужчинами, даже думает на языке, структура которого делает невидимыми женщин.
Что касается праздника 8 марта, то для меня это повод вспомнить о женщинах предыдущих поколений самых разных стран, но что их объединяло так это именно критический взгляд на существующий порядок и желание что-то изменить. Им, первым, было сложнее: приходилось многим рисковать, кому-то репутацией, кому-то жизнью или здоровьем. Но именно благодаря им мы, нынешние женщины, имеем то, что имеем. И продолжаем добиваться ВОПРЕКИ мужскому сопротивлению. Всё, чего добились женщины, они добились ТОЛЬКО благодаря самим себе. Некоторые мужчины разве что их поддерживали. Для меня 8 марта - повод вспомнить всех женщин, всех времен и народов, восстановить прерванную (догадайтесь кем? ;)) связь поколений и почувствовать себя частью этого чУдного коллектива, но никак не предметом обожания и восхищения мужчины.
А, и действительно, душа гермафродит, чего это Юнг и иже с ним разрубил ее на две половинки и наделил какими то смутными характеристиками проявления - настроение и мнение.
Она на англ яз. Lyn Cowan Dismantling the Animus
Вряд ли она есть в сети. Не найдете - могу прислать.
******************************
Если это статья, то пришлите, пожалуйста. Ну если это книга, то не стоит. Я не настолько владею английским, чтоб читать её долго и упорно со словарем :)
Vladimir, ну никто же не знает, что есть душа, чего вы иронизируете, прям можно подумать, что Юнга защищаете. :) А "половинки целого" - романтический маскулинный миф и опять же культурный стереотип вместо архетипа. Не так разве?
Хотя Юнг, конечно, "вырос над собой" к старости ;) - подчеркнул в "Ответе Иову" асиммметрию фемининности, реализующей принцип постоянства, и маскулинности, реализующей принцип совершенствования. И никаких анимусов с анимами не употребляет, по крайней мере, в этой его работе я этого не заметила.
Это динамика развития мысли, динамика осмысления опыта.
Она похожа на притчу:
Однажды мужчина захотел спасти девушку которую заточили в башне, у нее не было лестницы или веревки что бы спуститься вниз к своему возлюбленному.
Тогда он привязал тонкую шелковую нить к муравью и тот полез с ней наверх башни, девушка взяла эту нить. Мужчина внизу привязал уже нить крепче и тоще за щелковую и девушка потянув вытащила веревку потолще и т.д.
В конце концов у нее была прочная веревка по которой она смогла спуститься....
Вот так же и с анимой и анимусом, подобно шелковой нити эти концепции предоставляют возможность за что то зацепиться и двигаться дальше.