Дух времени.
Были и вопросы про то,что это означает.
Выражение по видимому было взято Юнгом из Фауста Гете.
" Фауст
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Вагнер
Однако есть ли что милей на свете
Чем уноситься в дух былых столетий
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед?
Фауст
О да, конечно, до самой луны!
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить ее семи печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.
Как представляем мы порядок древний?
Как рухлядью заваленный чулан,
А некоторые еще плачевней, -
Как кукольника старый балаган.
По мненью некоторых, наши предки
Не люди были, а марионетки.
Вагнер
Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
Чтоб знать ответ на все свои загадки.
Фауст
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней."
«Я познал, что кроме духа этого времени действует и другой дух, тот, что управляет глубинами всего современного. Духу этого времени нравится слышать о пользе и ценности. Я тоже так думал, и моя человечность все еще так думает. Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла. Исполненный человеческой гордости и ослепленный предубежденным духом этих времен, я долго пытался удержать этот иной дух подальше от себя. Но я не предполагал, что дух глубин с незапамятных времен и навсегда обладает большей властью, нежели дух этого времени, который меняется с поколениями. Дух глубин покорил всякую гордость и заносчивость силе справедливости. Он унес мою веру в науку, он лишил меня радости объяснять и упорядочивать вещи и дал умереть во мне преданности идеалам этого времени. Он принудил меня к последним и простейшим вещам. Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему» /К.Г.Юнг /
"Особый случай - это "дух времени", "дух века", который выступает причиной определенных взглядов, суждений и действий коллективного характера." Юнг.
Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему» /К.Г.Юнг /Не близок ли дух глубин по воздействию на человека пророческому служению?
Как описывает пророк Исайя или как у Пушкина "глаголом жги сердца людей" и:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
O ja, bis an die Sterne weit!
Mein Freund, die Zeiten der Vergangenheit
Sind uns ein Buch mit sieben Siegeln.
Was ihr den Geist der Zeiten heißt,
Das ist im Grund der Herren eigner Geist,
In dem die Zeiten sich bespiegeln.
Da ist's denn wahrlich oft ein Jammer!
Man läuft euch bei dem ersten Blick davon.
Ein Kehrichtfaß und eine Rumpelkammer
Und höchstens eine Haupt- und Staatsaktion
Mit trefflichen pragmatischen Maximen,
Wie sie den Puppen wohl im Munde ziemen!
Не близок ли дух глубин по воздействию на человека пророческому служению?
=
Поскольку контакт с Духом приводит к одержимости им, то и такие тяжелые
случаи не редкость.)
Вообще "дух глубин" похоже тоже взято из "Фауста".
Первый дух которого вызвал Фауст, был не Мефистофель, а некий ужаснувший Фауста подземный дух.
"(Нетерпеливо перелистывая книгу, видит знак
Духа Земли.)
Вот знак другой. Он чувства мне иные
Внушает. Дух Земли, ты ближе мне, родней!
Теперь себя я чувствую сильней —
Снесу и горе я и радости земные.
Как будто бы вином живительным согрет,
Отважно ринусь я в обширный божий свет;
Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться —
И в час крушенья мне ли устрашиться?
Повсюду мрак и тишина.
Меж туч скрывается луна,
И лампа тихо угасает.
Над головою в вышине
Кровавый луч во мгле сверкает,
И в кровь, стесняя сердце мне,
Холодный ужас проникает.
О дух, ты здесь, ты близок — о, приди!
Как сердце бьётся у меня в груди!
Всем существом, души всей мощным зовом
Я порываюсь к чувствам новым!
Явись, явись мне — я всем сердцем твой!
Пусть я умру — явись передо мной!
(Закрывает книгу и таинственно произносит заклинание.
Вспыхивает красноватое пламя, в котором является
Дух.)
Дух
Кто звал меня?
Фауст
(отворачиваясь)
Ужасное виденье!
Дух
Я вызван мощным голосом твоим:
К моей ты сфере льнул, её ты порожденье,—
И вот...
Фауст
Увы, твой вид невыносим!
Дух
Не ты ли сам желал с тоской упорной
Увидеть лик, услышать голос мой?
Склонился я на зов отважный твой —
И вот я здесь! Но что за страх позорный,
Сверхчеловек, тобою овладел?
Где мощный зов души, где тот титан могучий,
Кто мир весь обнимал, кто мыслию кипучей
Сравняться с нами, духами, хотел?
Ты Фауст ли, кто звать меня посмел
Всей силою души неосторожной?
И что ж? Моим дыханьем обожжён,
Дрожит, в пыли дорожной корчась, он,
Как червь презренный и ничтожный!
Фауст
Во прах перед тобой я не склонюсь челом.
Знай: равен я тебе, дух пламенный, во всём!
Дух
В буре деяний, в волнах бытия
Я подымаюсь,
Я опускаюсь...
Смерть и рожденье -
Вечное море;
Жизнь и движенье
И вечном просторе...
Так на станке проходящих веков
Тку я живую одежду богов.
Фауст
Ты целый мир обширный обнимаешь:
О деятельный дух, как близок я тебе!
Дух
Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь -
Не мне.
(Исчезает.)
Фауст
(падая)
Не тебе!
Но кому ж?
Я, образ божества,
Не близок и тебе!" "Фауст" Гете.
Дух времени это более поэтическое имя коллективного сознания
=
В принципе- можно и так назвать. Но сознание- это нечто осознанное,
дух же времени не осознается как нечто относительное, а принимается
автоматически. Скорее, дух времени- это коллективные представления
входящие в Эго-Персону.
FAUST:
O ja, bis an die Sterne weit!
=====
Das ist fantastisch!)
"Я выучил бы русский лишь за то..."
Это зависит от того, насколько человек склонен к обдумыванию, к рефлексии..
=====
"Фауст" Гете вообще огромную роль сыграл в развитии Юнга.
По семейной сплетне, Юнг мог быть потомком Гете, и такое отождествление
с Гете всплыло в его анализе снов. Причем такое бсс отождествление- и было
одним из проявлений Духа глубин ( самости.)
Филемон,- так же персонаж "Фауста."
У Гете, Фауст и Вагнер- это как противопоставление двух сторон человека-
человека индивидуации и человека коллективного. По тому как Фауст общается с Вагнером видно, что он относится к нему как к своему прошлому,
к вере первой половины жизни "духу времени." Вагнер вовсе не глуп, он лишь
еще верит, что коллективные представления = познанию.
Да не то чтобы верит, или глуп, это персонаж-образ, в котором поэт как бы воплотил дух времени.
=
Этот дух был и в образе университета и в должности Фауста.
Да... дух он такой)))
=====
Фаусту пришлось оставить науку и обратится к магии и алхимии, не входившим
в дух времени.
Можно сказать, что все происходившее с ним затем- это его общение с
многоликим Меркурием. Все образы приходившие к нему- противоположны
духу времени, научным, моральным, религиозным представлениям.
Так что - дух глубин и Меркурий алхимиков, - одно и тоже.
Все образы приходившие к нему- противоположны
Вам должно быть известно, что я не переношу слова "противоположны" и его производные. Эти образы не противоположны, они просто другие. Каждый должен быть сам творцом своих ценностей. То, что ценно одному другому чуждо. Но это не значит, что эти ценности противоположны. Противоположен один берег другому, и не более того. "Борьба" "противоположностей" - это бред. Тем более "все образы" не могут быть противоположны, противоположно может быть только одно другому, то есть в сумме два, но никак не больше.
Vervoleg 2013-08-29 14:19:00
Так что - дух глубин и Меркурий алхимиков, - одно и тоже.
Честно говоря я таких глубин пока не постиг.
Так что - дух глубин и Меркурий алхимиков, - одно и тоже.
Это, скорее, противоположности, хоть ртуть и металл...
Меркурий обладает легкостью и текучестью, неуловимостью, чего не скажешь о духе глубин, которого чаще описывают как темное, относительно плотное, инертное, давящее, требующее, концентрированное, надежно "уловляющее" в свои объятья в "ежовых рукавицах". Я бы сказала, дух глубин ближе к образу Гефеста в его подземной кузне.
Противоположен один берег другому, и не более того.
=====
Дело в том, что таких пар противоложностей много.
Столько, сколько в сознании сформировано понятийных элементов.
Поэтому пары противоположностей постепенно из двух берегов реки
превращаются в квадрат, многогранник- бесконечно приближающийся
к кругу. Квадратура круга- образ Меркурия.
=
Опять противоположности. Ну что со всеми вами делать?
==
Отправляться в библиотеку и следуя заветам Вагнера- читать.)
Автор:
Это, скорее, противоположности, хоть ртуть и металл...
Меркурий обладает легкостью и текучестью, неуловимостью, чего не скажешь о духе глубин, которого чаще описывают как темное, относительно плотное, инертное, давящее, требующее, концентрированное, надежно "уловляющее" в свои объятья в "ежовых рукавицах". Я бы сказала, дух глубин ближе к образу Гефеста в его подземной кузне.
===
Меркурий - это алхимическая параллель самости.
Меркурий сочетает в себе все противоположности.
Являясь одновременно и центром-посредником между ними.
Он- любой.
Как посредник, он приходит к сознанию представляя одновременно- и
противоположную сознательной позицию и как центр вокруг которого
формируется единство.
Дух времени еще перекликается с поколением или эпохой
==
Юнг называет такие периоды эонами.
Период проходящий под знаком определенного созвездия ( архетипа, идеи,
влияния).
Меркурий - это алхимическая параллель самости.Почему же самости, а не трансцендентной функции?Vervoleg 2013-08-29 15:21:04
как центр вокруг которого формируется единство.Могли бы вы привести пример образа, где Меркурий в центре?
И кстати, эоны намного крупнее, чем эпохи. На порядок, а то и на несколько. Дух времени - довольно мелок и мелочен, "сиюминутен" в масштабах истории, даже человечества, не говоря уже о природной.
=
*Фауст*- по-моему, это образ, выражающий- личный поиск истины- и,наверное,*вообще*- можно сказать- *западный человек* в поисках глубины, истины и смысла - своего рода, опыт связи с *внутренним*, при всем сопротивлении и опасности данного поиска..
-----
*на Западе же, внешний человек забрал такую власть, что она заставила его отвернуться от своей сокровенной сущности и глубинного бытия. Единый Разум, Единственность, неограниченность и вечность остались прерогативой Единого Бога. Человек стал мелким, поверхностным и, по существу, пребывает в заблуждении*....... западный человек — это христианин, независимо от того, к какому вероисповеданию его христианство относится. Для него человек — ничтожный червь, почти ничто. Более того, как говорит Кьеркегор: «перед Богом человек всегда грешен». Боязнью, раскаянием, обещаниями, повиновением, самоуничижением, добрыми поступками и хвалой он пытается умилостивить великую силу, которой оказывается не он сам, a totaliter aliter, Полностью Иной, совершенно безупречный и «внешний», единственная реальность…Если немного изменить эту формулировку и заменить Бога какой-то другой силой, например, миром или деньгами, то получится законченная картина западного человека: усердного, смиренного, благочестивого, склонного к самоунижению, предприимчивого, жадного и неистового в погоне за благами этого мира, такими как имущество, здоровье, знания, техническое мастерство, общественное положение, политическая власть, завоевание и т. д. Что представляют собой «великие переселения народов» в наше время? Попытки захватить деньги или имущество других и защитить свое. Разум используется, главным образом, при придумывании подходящих «измов» для того, чтобы скрыть подлинные мотивы или получить побольше награбленного...( о психологии восточных религий и философий)
-------
*Бездна, разделяющая первую и вторую части Фауста, демонстрирует различие между психологическим и провидческим видами художественного творчества во второй части все перевернуто опыт, легший в основу художественного выражения, более не узнаваем. Есть нечто странное во всем этом, берущем начало на задворках человеческой мысли, происходящем, кажется, из глубин доисторической эпохи или из сверхчеловеского мира, где противопоставлены свет и тьма. Это первичный опыт который не поддается человеческому пониманию, и жертвой которого оно из-за своей слабости может легко стать сама колоссальность опыта придает ему ценность и силу воздействия. Концентрированный, полный значения и леденящий кровь своей чужеродностью он поднимается из глубин безвременья, захватывающий, демонический и гротескный, он подрывает человеческие ценности и эстетические нормы, запутанный клубок первобытного хаоса, сriтеп lаesae majestatis humanae- *Обвиняемый в оскорблении человеческого величия*(Психоанализ и искусство)
Наслаждаться парадоксами - это красиво. :)
Красота от парадокса отличается хотя бы тем, что не вызывает когнитивный диссонанс.
" Посвященные, в своей мудрости, подтвердили, что все создания должны быть соединены в одну субстанцию.
Соответственно, Меркурий, в грубой форме prima materia, есть, по сути, Первоначальный Человек, рассеяный по физическому миру, а в своей сублимированной форме он есть восстановленная целостность."
Юнг "Таинство воссоединения"
Автор:
Концентрированный, полный значения и леденящий кровь своей чужеродностью он поднимается из глубин безвременья, захватывающий, демонический и гротескный, он подрывает человеческие ценности и эстетические нормы, запутанный клубок первобытного хаоса, сriтеп lаesae majestatis humanae-
=====
Красная книга- хорошая иллюстрация такого диалога.
Очень похоже на дебаты Фауста с Мефистофелем.
Происходит столкновение, борьба позиций, выравнивание относительно
центра.
Дело в том, что таких пар противоложностей много. Столько, сколько в сознании сформировано понятийных элементов.
Во-первых пар из эн элементов существует несколько больше чем эн.
А во-вторых, скажем, батискаф и поэт это понятийные элементы. Стало быть это по-вашему противоположности. Как интересно.
Соответственно, Меркурий, в грубой форме prima materia, есть, по сути, Первоначальный Человек, рассеяный по физическому миру, а в своей сублимированной форме он есть восстановленная целостность."Итак: "прима материя", "рассеянный по миру", "целостность", то бишь "везде и всюду", "всё".
Но тут не сказано, что Меркурий находится или бывает "в центре", также не сказано, что "Первоначальный человек" - это центр мира (если ваша цитата была ответом на мой вопрос).
alexku 2013-04-30 16:23:14
Аналитическая психология считает,что объективный взгляд дает лишь
Самость.Да ладно? Неужто?!... Вот уже пару десятилетий общепринятой в западной АП (а мы плетемся за ними в хвосте) считается интерсубъективность. То бишь нету никакой объективности и, как оказалось, она и не нужна. Вместо нее - конвенциональная (по умолчанию согласованная большинством) относительно реалистичная (не слишком искажающая) групповая/коллективная "реальность".